Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Виртуальная выставка «Император белых чашек» Городского исторического музея

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек Тем,
кто миру зло дарит.

Н. Заболоцкий «Самовар»

«Водогрейный сосуд для чая, большей частью медный, с трубой и жаровнею внутри» — так определял предназначение самовара Владимир Даль в Толковом словаре уже в 1860-е годы. В Словаре указано функциональное назначение самовара – нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких дискуссиях. На протяжении XIX и XX веков самовар стал символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

1.1

Фельдшер Мефодий Иванович Варибрус в кругу семьи. Горячий Ключ, 1945 г.

Популярность самовара была связана с популярностью чая в России, ставшего общеупотребимым напитком в середине XIX века, и его приспособленностью к приготовлению кипятка. Истинные ценители чая отмечают, что только с помощью самовара можно приготовить настоящий чайный напиток. Кипяток из самовара получается мягче и вкуснее, чем из чайника, а вода считается полезнее. Кроме того, вода закипает быстрее, а остывает медленнее. Сплошное удобство. Да и для здоровья безопасно: носик самовара находится выше уровня скопления тяжелой воды с осадком, и все примеси остаются на дне.
Первые самовары появились в конце 1730-х годов на Урале. В Туле, ставшей «самоварной столицей» России, самовары начали изготавливать с 1778 года.
В фондах Городского исторического музея собрана целая коллекция самоваров. Самые ранние экземпляры датируются второй половиной XIX – началом XX вв. Большая часть коллекции представлена изделиями тульских фабрик: фабрики братьев Баташёвых, фабрики братьев Шемариных и др.
Настоящими «самоварными королями» в Туле до революции считались братья Баташевы, Василий и Александр Степановичи.
Начало знаменитой фабрике положило маленькое самоварное заведение, основанное в 1840 году оружейником Степаном Федотовичем Баташевым в пригороде Тулы, Чулковой слободе. Через несколько лет Степан Баташев перебрался в сам город, где построил жилой дом и при нем мастерскую.
Производство было совсем небольшим: 8 рабочих и 4 ученика, по необходимости нанимали еще до 6 человек, делали до 400 самоваров в год
Дело расширялось, из оружейников Степан Баташев выбился в купечество, но в 1861 году случилось несчастье: дом и фабрика сгорели в огне большого пожара. Фабрика была не застрахована, от перспективы близкого разорения со Степаном Федотовичем приключился удар. Все тяготы возрождения фабрики из пепла легли на плечи юных наследников: Василию Степановичу только исполнилось 19 лет, а Александру - всего 13. За немногие годы братья Баташевы превратили свою фабрику в успешное и процветающее производство. Уже в 1870 году на всероссийской мануфактурной выставке они получили серебряную медаль за самовары и организацию производства.
Часть семейного дела принадлежала матери, купчихе 2-й гильдии Баташевой Анне Алексеевне, но в 1876 году она передала все имущество сыновьям, превратившим маленькую фабричку в известное и уважаемое предприятие.
Став полновластными хозяевами, братья заключили договор о создании Торгового дома сроком на 5 лет, то есть взялись не только за производство, но и за сбыт своих товаров. Дела на фабрике велись совместно: Александр заведовал производством, Василий вел финансовые дела, Павел ведал кладовой. Дела их шли в гору. Самовар братьев Баташевых с гордостью выставлялся и становился украшением всероссийских и заграничных выставок, завоёвывал высокие награды и получал медали.
В 1885 году Павел вышел из семейного бизнеса и продал свою долю в фабричном и торговом деле Александру. В дальнейшем, фабрика братьев Баташевых, Василия и Александра, представляла собой самое крупное самоварное производство в Туле, где работало более 600 человек, чьи изделия - 11 000 самоваров в год - были широко известны и пользовались большим спросом.
В 1897 году будет утверждено «Товарищество наследников В.С. Баташева в Туле». В начале XX века предприятие по праву становится лучшей тульской самоварной фабрикой.
Основной и, пожалуй, самой популярной формой самовара на дровах является фасон банкой – в виде цилиндра. Выпускались самовары в виде шара, греческих ваз, рюмок. Всего было 54 основные модели, которым отдавали предпочтения заказчики 19 века, хотя предприятие за все время существования освоило около 165 фасонов.

1b   1.2

Самовар «Банкой», кран ветвью. Производитель: Товарищество Паровой Самоварной Фабрики Наследников Василия Степановича Баташева. Место изготовления: Российская империя г. Тула. Время изготовления: начало ХХ в.

Клеймо самовара «Банкой» кран ветвью. Производитель: Товарищество Паровой Самоварной Фабрики Наследников Василия Степановича Баташева.


Коллекцию музея составляет еще один самовар тульской фабрики Баташева, но совсем не той, о которой мы писали выше. Согласно клейму самовар принадлежит фабрике наследника Ивана Григорьевича Баташева.
В XIX веке в Туле существовало не менее десятка предприятий, выпускающий продукцию под фамилией Баташева.
Первое предприятие, где выпускались тульские самовары Баташева, основано в 1825 году оружейником Иваном Григорьевичем. Он был одним из самых известных тульских фабрикантов замочно-скобяных изделий и самоваров. Развивая самоварное дело, он получил дворянство. В 1855 году И.Г. Баташев получил высочайшее дозволение именоваться придворным фабрикантом металлических приборов двора его императорского величества. Также его самоварная фабрика получила престижную награду – право наносить изображение государственного герба на вывесках и ярлыках, а также клеймить свои изделия. Это же право переходило его наследникам в случае смерти.
Размах предприятий Ивана Григорьевича был достаточно большим: в 1847-1855 годах он выпускал по 750-2000 самоваров в год.
В 1860 году И.Г. Баташев скончался и был похоронен на Спасском кладбище в Туле. Его знаменитая фабрика перешла вместе со всеми регалиями к сыновьям и работала под вывеской «Братья Баташевы Александр, Павел, Иван», с 1880 г. – «Баташевы Николай Иванович и Иван Александрович», с 1885 г. – «Баташев Николай Иванович, наследник Ивана Григорьевича Баташева». В 1908 году фабрика была сдана в аренду самоварным промышленникам братьям Тейле, а после смерти формального хозяина, Николая Ивановича, полностью перешла в их владение.

2  2.1

Самовар «шар гладкий». Производитель: Фабрика Наследника Ивана Григорьевича Баташева. Место изготовления: Российская империя г. Тула. Время изготовления: начало ХХ в.
Клеймо самовара «шар гладкий». Производитель: Фабрика Наследника Ивана Григорьевича Баташева.

В коллекции Городского исторического музея есть самовар «рюмка», изготовленный на фабрике братьев Шемариных, крупнейших самоварных фабрикантов Тулы, чьи изделия составили достойную конкуренцию баташевским самоварам.

Происходили Шемарины, в отличие от коренных тулян Баташевых, из крепостных крестьян Воронежской губернии. Родоначальник семейства Иван Родионович в поисках лучшей доли перевез свою семью в ближайший промышленный центр – Тулу. В семье было пятеро сыновей: Дмитрий (1860 г.р.), Владимир (1862 г.р.), Александр (1868 г.р.), Николай и Андрей. Женитьба Владимира, очень выгодная, сыграла важную роль для роста благосостояния всей семьи: он женился на представительнице старинного оружейного рода Гудош(чн)никовых Марии Николаевне, дочери самоварной фабрикантши Пелагеи Михайловны. Гудошниковы свою фамилию вскоре трансформировали и стали зваться Гудковами. А Владимир, получив хорошее приданое, и второй брат Дмитрий построили на своих недавно приобретенных земельных участках самоварные фабрики. В 1899 г. они объединились и основали «Товарищество торгового дома братьев Шемариных», где участником также состоял и младший Александр. В прейскуранте «Товарищества» были представлены 125 фасонов самоваров («банка», «груша», «яйцо» и др.). Среди них был и уже знакомая нам «рюмка».
В том же 1899 г. Владимир с женой записались в тульское купечество 2-гильдии, вскоре гильдейским купцом стал и Дмитрий. Младшие Николай и Андрей, хотя и участвовали в деятельности Торгового дома, в число пайщиков не входили. Производство самоваров велось на фабриках Владимира и Дмитрия, Александр ведал бухгалтерией и кассой, откуда старшие могли в любой момент взять деньги (сам Александр – только с ведома и согласия братьев). Андрей занимался складом, Николай был торговым агентом или, выражаясь по-старинному, коммивояжером.
К 1904 году производство Шемариных стало вторым по размеру, после фабрики Баташевых. Ее оборот составлял 400 000 рублей. В современной валюте он бы исчислялся миллионами. В 1913 году на фабрике работало больше 700 человек. Каждый месяц они изготавливали до 6 000 самоваров. Количество коммивояжеров, которые продавали самовары по всей России достигало около 1000 человек.
Во время Первой мировой войны фабрика Шемариных остановила свое производство. Когда в 1917 году закончилась революция, пришел конец и длинной истории Торгового дома. 14 декабря 1918 года его силой сделали государственной собственностью и превратили в фабрику имени Ленина, которая еще 15 лет делала самовары, но потом начала выпускать авто-гаражное оборудование.

3  3.1

Самовар «Рюмкой гранный». Производитель: Товарищество Торгового Дома Братьев Шемариных. Место изготовления: Российская империя г. Тула. Время изготовления: начало ХХ в.
Клеймо самовара «Рюмкой гранный». Производитель: Товарищество Торгового Дома Братьев Шемариных.


Коллекцию музея составляет тульский самовар фабрики Николая Алексеевича Воронцова.
Он открыл свое первое самоварное заведение в 1866 году. На фабрике, а точнее мануфактуре, так как никаких машин там не было, работало 16 вольнонаемных мастеров, имелось традиционное слесарно-кузнечное оборудование из тисков, наковален-кобылин, молотков, подпилков, ножниц для резки металла, клещей, резцов, там же было 2 кузнечных горна с мехами и 2 станка (скорее всего токарных, с ручным приводом). Производительность такой мануфактуры была 100 самоваров в год на сумму 8 000 р. (по 80 руб. за дюжину). Следовательно, самовары были самых простых фасонов, продававшиеся на вес. Все производство размещалось в одном 1-этажном деревянном строении, изделия продавались только в Туле.
В 1874 году Николай Алексеевич Воронцов вступил во 2-ю купеческую гильдию. С этого времени он писался тульским купцом, его сыновья – купеческими детьми. Развивалась и его фабрика: на 1873 г. число рабочих уже 32 человека (22 мастера и 10 учеников), горнов – 3, станков – 5, число изделий произведено за год – 1600 шт. на сумму 9 600 руб. (по 6 руб. серебром за каждый). Судя по информации, данной в фабричной ведомости, самовары были качеством уже повыше, продавались поштучно. Но по-прежнему никаких машин и изобретений не было, сбыт был ограничен только Тулой, все производство находилось в одном деревянном строении.
Уже через 10 лет картина на фабрике была совсем другой: выпуск изделий составлял 9 000 самоваров в год на сумму 45 000 руб., на фабрике трудилось 67 человек и 10 кустарей-надомников выполняли заказы, в цехах использовались 6 горнов (следовательно, была отдельная кузня), 10 токарных станков на 2 конных приводах, и главное – самовары сбывались не только в г. Туле, но и других городах Российской империи.

4  3.1

Самовар. Производитель: Фабрика Николая Алексеевича Воронцова. Место изготовления: Российская империя г. Тула. Время изготовления: начало ХХ в.
Клеймо самовара фабрики Н.А. Воронцова.


В городском историческом музее в интерьере горожанина конца XIX века можно увидеть самый маленький самовар (чуть более 20 см высотой) из коллекции нашего музея. Изготовлен он был на фабрике известного московского мастера металлический изделий Ивана Катова.
Его небольшая мануфактура работала в середине XIX века. Особенностью мастерской Ивана Катова являлось производство самоваров маленьких объемов: детские, эгоисты, те-а-тет. Их выпускали в небольшом количестве. Сегодня изделия московского мастера высоко ценятся среди коллекционеров. Так как водогреи маленьких объемов редко встречаются.
На клейме нашего самовара стоит город Тула. Вероятно, какое-то время мастер работал в «самоварной столице».

5

Самовар. Производитель: Фабрика Ивана Катова. Место изготовления: Российская империя г. Тула. Время изготовления: начало ХХ в.


Следует отметить, что некоторые самовары, которые представлены на виртуальной выставке, можно увидеть в стационарных экспозициях Городского исторического музея.

Юлия Лысенко,
заведующий отделом экспозиционно-выставочной деятельности ГИМ