Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Виртуальна выставка «Путешествие по Крайнему Северу»

02В фондах Городского исторического музея хранится уникальный альбом, в котором представлены дореволюционные фотографии и почтовые открытки.

В них запечатлены как коренные народы Якутии и Чукотки, так видовые места Крайнего Севера.

Обращают на себя внимание подписи к снимкам: «Сушка пушнины въ Анадыръ въ 1910 и 1916 г.», «Экспедицiя изъ Анадыря на Чукотскiй полуостровъ». Также в альбоме мы можем увидеть фотопортреты одного и того же человека, сделанные в разный период времени. Это обстоятельство позволяет нам сделать вывод, что альбом принадлежал определенному мужчине-путешественнику, который совершал экспедиции на Крайний Север.

В ходе научно-исследовательской работы нам пока не удалось установить личность путешественника, а также узнать что-либо об экспедициях, в которых он принимал участие. Пока наши вопросы ждут ответов, мы предлагаем нашим читателям совершить виртуальную экскурсию по Якутии и Чукотке и увидеть эти места глазами неизвестного путешественника.

01

Путешествие по крайнему Северу начинается с самого большого региона России - Якутии. Она является одним из самых суровых мест в мире в климатическом отношении: здесь расположен полюс холода Северного полушария.

02

 

 Якуты

В первой четверти XVII века казаки-землепроходцы достигли берегов реки Лены. Основанные русскими зимовья и остроги: Якутск, Жиганск, Верхоянск, Зашиверск, Среднеколымск и др. стали форпостами продвижения русских на северо-восток Азии и далее на северо-запад Америки.

В 1632 году на правом берегу Лены был заложен Якутский острог, положивший начало будущему городу Якутску. Острог заложил казачий сотник Пётр Бекетов. Эта дата считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства.

03

Якут

Коренным население Якутии являются якуты. Этот тюркский народ эмигрировал сюда с Прибайкалья. Якутами жителей этого края назвали русские, однако их древнее имя — саха (во множественном числе — сахалар), что в переводе с якутского языка значит «белый», «солнечный». Солнце — один из основных символов национальной культуры, оно даже изображено на республиканском флаге в виде белого круга.

Также отмечается, что в русских источниках XVII в. якутов называли «конными людьми». За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами — женщины. Летом скот держали на подножном корме, зимой — в хлевах. Сенокошение применяли еще до прихода русских. Животные занимали отдельное место в культуре якутов, им посвящены специальные обряды.

04

Якутка

Национальная одежда состоит из однобортного кафтана сон (зимой — мехового, летом — из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани), который шили из четырех клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами, коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо) и меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником. Мужчины подпоясывались ремнем, богатые — с серебряными и медными бляшками. Женские свадебные шубы (сангыйах) — длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными рукавами и меховым воротником-шалькой — украшали широкими полосами красного и зеленого сукна, позументом, серебряными деталями, бляхами, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству.

05

Якутка сбивает масло

Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

06

Чукчанка

На суровом Севере между реками Колымой и Чукочьей раскинулась широкая равнина, Халарчинская тундра — родина западных чукчей. О чукчах как многочисленной народности впервые упоминали в 1641 - 1642 годах. С незапамятных времен чукчи были воинственным народом, люди закаленные как сталь, привыкшие к борьбе с морем, морозом и ветром.

Это были охотники, нападавшие с копьем в руках на огромного белого медведя, мореплаватели, на утлых кожаных лодках дерзавшие лавировать на негостеприимном просторе полярного океана. Исконным традиционным занятием, главным средством существования для чукчей было оленеводство.

В настоящее время в селе Колымском — центре Халарчинского наслега Нижнеколымского района — живут представители малочисленных народов Севера. Это единственный в Республике Саха (Якутия) район, где компактно проживают чукчи.

Сегодня чукчи проживают также в Чукотском и Корякском автономных округах. Следует отметить, что этноним чукча, обозначающий в русском языке представителей целого народа, происходит от чукотского слова чаучу «богатый оленями, оленевод». Таким именем называли себя чукчи-оленеводы, кочующие в глуби материка. Береговые чукчи называли себя анк'алъыт — «приморский житель, помор». Следует отметить, что деление на «приморских чукчей» и «оленеводов» по-прежнему актуально. До сих пор чукотский лексикон содержит слово чавчыв, означающее «чукча оленевод; богатый оленевод». Этноним чукчи был выбран в качестве общего обозначения целого народа не случайно: русские позаимствовали чаучу у якутов и эвенов (ламутов), поскольку два последних народа так именовали своих воинственных соседей, а затем видоизменили слово и приняли в свой язык.

07

Чукча-оленевод

По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» (кочевых, но продолжающих охотиться), «сидячих» (оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных) и «пеших» (оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей). К XIX в. сформировались основные территориальные группы. Среди оленных (тундровых) — индигирско-алазеиская, западноколымская и др.; среди морских (береговых) — группы Тихоокеанского, Берингоморского побережий и побережья Ледовитого океана. Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого — морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер. Крупнотабунное пастушеское оленеводство развилось лишь к концу XVIII в. В XIX в. стадо насчитывало, как правило, от 3 — 5 до 10 — 12 тыс. голов. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время — на побережье океана или в горах, а с наступлением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на 5 — 10 км.

08

Ребенок-чукча

Основной одеждой детей в возрасте от 3 до 5 лет был к’алгэкэр — меховой комбинезон с капюшоном и клапаном. Основная функциональная особенность детского мехового комбинезона отражена в названии предмета. Буквальный перевод термина к’алгэкэр — закрытое со всех сторон пространство: от слов к’элгин — помещение и керкер — комбинезон. Детские комбинезоны также называли уменьшительно-ласкательным словом «кэркэрк’ай», т.е. комбинезончик.

Зимний комбинезон делали двойным, нижний мехом к телу и верхним мехом наружу. Нижний керкер являлся основным видом детской одежды. К нему пришивались необходимые детали: капюшон, клапан и опушка на капюшон. Верхний комбинезон шился из меха толще, чем неблюй (шкура августовского забоя оленей). Края изделия опушались тёплым собачьим мехом. Рукава и штанины комбинезона были наглухо закрыты, поэтому руки и ноги ребёнка всегда находились в тепле. Конструкция изделия отражается и в названиях деталей одежды. Так, рукав почъакойн’ын в переводе с чукотского звучит как «рукав стаканом», «рукав-кружка» (от слов почъальгын — рукав, койн’ын — кружка). Аналогично выполнены штанины комбинезона. Благодаря простоте конструкции комбинезон легко выворачивать и сушить.

Характерной деталью детского комбинезона является объёмный капюшон лымгылым, через который и надевали керкер. В нижней части он регулируется ремешками. Обязательная его часть — нагрудник аноквын, с помощью которого прикрывают лицо ребёнка во время кочёвки.

Необходимой деталью детской одежды является макы, закрывающий паховое отверстие комбинезона о’оргын. Макы (ед. ч., макат — мн. ч.), макашки (от чук. макат, местечковый говор обрусевших чукчей) — аналог современных подгузников — прикреплялся к комбинезону ремешками. Наполнителем служил торфяной мох витъывит. Макы использовали до тех пор, пока ребёнок не приучался самостоятельно справлять нужду.

09

 Яранга

Жилище чукчей называется яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7 — 8 м. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога — 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами. Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, — находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12 — 15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур.

10

Чукча Рультутэ п. Ново-Мариинск

Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. У приморских чукчей в XVIII — XIX вв. было два типа жилищ: яранга и полуземлянка. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было. Полог делали из большой моржовой шкуры до 9—10 м в длину, 3 м в ширину и 1,8 м в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь. В конце XIX в. приморские чукчи в летнее время покрывали яранги парусиной и другими прочными материалами.

11

На оленях

Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги.

Отправляясь в дальнее путешествие с грузом, чукчи делали в день максимум 10-12 км, так как олени быстро утомлялись. Путешествуя налегке, старались не ночевать в тундре. Обычно путник ехал от стойбища к стойбищу. В первом же стойбище он оставлял своих оленей, ему давали свежих, которых в свою очередь он оставлял в следующем стойбище. На обратном пути он возвращал хозяевам оленей, которых они ему давали. При таком способе передвижения быстро преодолевались большие расстояния.

12

Экспедицiя изъ Анадыря на Чукотскiй полуостровъ

Езда на собаках является важнейшей частью традиционного образа жизни коренных народов Севера. Чукотскую ездовую отличают прекрасные физические качества: неприхотливость к условиям содержания, исключительная выносливость и работоспособность, отличное чутье, позволяющее находить дорогу в самых сложных условиях.

13

Чукотские собаки

Транспортное собаководство традиционно для береговых чукчей. Сообщаемые К. Мерком подробности не оставляют сомнений в том, что конструктивно собачья нарта чукчей мало чем отличалась от оленьей легковой: «нарты их длиною 5’/2 футов, высотой 8-10 дюймов, а шириной 1 фут 4 дюйма или немного больше. Полозья узкие и обиты китовым усом, на них поставлено 7-8 дужек из оленьих рогов. В привязанные к передку нарт ремни они впрягают от 3 до 7 собак в один поперечный ряд».

Число собачьих упряжек и число собак в упряжке у прибрежных чукчей зависело от состоятельности семьи. На побережье Ледовитого океана, к западу от с. Ванкарем, собак было меньше, так как морской промысел здесь был менее продуктивный, обычная упряжка состояла из 6-8 собак.

14

 Чаевка

15

Сушка пушнины в Анадыре в 1910 и 1916 гг.

16

Сушка пушнины в Анадыре в 1910 и 1916 гг.

17

Привал

18

Ярмарка в с. Марково

19

Бельская ярмарка