Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

ПОДВИГ ГИДРОНАВТОВ

Посвящается моряку-подводнику, гидронавту
Владимиру Геннадьевичу Сухиничеву

Гидронавтика является одной из новейших и самых засекреченных сфер оборонки.

Гидронавты исследуют морское и океанское дно и глубины в государственных оборонных и политико-экономических целях. Они находят и извлекают с морского дна высокотехнологичное оборудование с потерпевших крушение самолетов или кораблей; проводят научные изыскания донных отложений и рельефа; изучают (и не только!) подводное оборудование и инфраструктуру стратегических объектов вероятного противника.
С помощью методов и приемов гидронавтики, например, нашим ученным удалось на мировом уровне доказать принадлежность подводного хребта Ломоносова к Российскому материковому шельфу. А это значит, что могущество земли Русской отныне будет прирастать не только Сибирью, как говорил академик Михаил Васильевич Ломоносов, но и арктической акваторией подводного шельфа. А с ним расширится и окрепнет и геополитическое и территориальное влияние России в Арктике.
Звание гидронавта сродни космонавту: оно дается человеку, посвятившего судьбу глубоководным исследованиям, один раз на всю жизнь, независимо от места дальнейшей работы или службы. Космонавты поднимаются на запредельную высоту, в глубины космоса; гидронавты же - наоборот, опускаются на запредельную глубину мирового океана. Гидронавтов, как и космонавтов можно перечесть по пальцам - настолько редка эта профессия.
Чтобы пройти все испытания на звание гидронавта, подводник должен погрузиться на так называемую «запредельную глубину»; такую, куда не опускаются даже самые высококлассные профессиональные водолазы и подводные аппараты. Никто из нас, обывателей, не знает точного значения слов «запредельная глубина», потому что ее числовое выражение является государственной тайной.

С глубокой древности, еще даже не исследовав всю земную поверхность, человек стремился проникнуть в морские глубины. Подводная среда обитания всегда манила своей опасностью и неизвестностью.
Попытки создания подводных аппаратов имеют многовековую историю. Так, легенда доносит почти фантастические описания погружения Александра Македонского в морские пучины в прозрачном сосуде-колоколе. В XVII веке в Европе существовали проекты и даже была построена весельная «подводная лодка», корпус которой был сделан из меди, а воздух подавался по трубам, выходящим над поверхностью воды. В России во времена Петра I также предпринимались попытки создания так называемого «потаенного судна», сконструированного крестьянином-самоучкой Ефимом Тихоновым.
Успешными проектами стали французские подводные лодки Роберта Фултона начала XIX столетия, представленные на испытаниях Наполеону Бонапарту. Впрочем, он не придал аппаратам для завоевания морских глубин должного значения, будучи занят завоеваниями земными. Практическое же использование подводных аппаратов начинается лишь со второй половины XIX века; в это время они использовались уже и в военных и в исследовательских целях.
В России первые подводные лодки также начали создаваться в начале второй половины XIX столетия. Это были проекты изобретателей Спиридонова, Александровского, Джевецкого. Первая российская боевая подводная лодка «Дельфин» была построена в 1904 году по проекту ученного Бубнова. Основоположником подводного флота России принято считать императора Николая II, во время царствования которого подводные лодки официально были приняты на вооружение. С этого момента Российский подводный флот активно развивался и использовался во всех последующих военных конфликтах и войнах. Важное значение подводный флот России имеет сегодня, являясь, в том числе важнейшей составляющей стратегических ядерных сил. Служба на подводном флоте сама по себе всегда считалась почетной и опасной профессией.

В городе Горячий Ключ живет моряк-подводник Геннадий Николаевич Сухиничев, капитан 3-го ранга в отставке. В 1967 году он окончил Военно-Морской Инженерный Институт в г. Ленинграде и был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский Флот. Его военно-морская база находилась в городе Вилючинск, или, как скрытно именовался он в советское время - Петропавловск-Камчатский-53. Служил Геннадий Николаевич на двух типах атомных субмарин, проектов «К-42» и «К-366», являвшихся грозными представителями стратегических ядерных сил государства. Как инженер-энергетик, занимал должности, связанные с обслуживанием и управлением ядерного силового агрегата и всех энергетических систем корабля. То есть, находился у самого сердца атомного ракетоносца.
Закончив службу в звании капитана третьего ранга, в 2003 году офицер переехал с семьей на юг. С супругой и дочерью они поселились в курортном городе Горячий Ключ; а сын, Владимир, который также пошел по стопам отца и двух дедов – военных моряков, к тому времени уже стал курсантом военно-морского учебного заведения. Того же, в котором учился и отец. В Горячем Ключе Геннадий Николаевич ведет активную общественно-патриотическую деятельность, являясь членом Совета старшин городского Морского собрания. А еще, в одной из комнат своего дома, он создал замечательный мемориальный музей, посвященный… памяти своего сына и других офицеров-подводников.

Беда пришла в семью Геннадия Сухиничева летом 2019 года. Его сын, гидронавт, капитан 3-го ранга Владимир Геннадьевич Сухиничев, героически погиб при исполнении служебного задания, до конца выполнив свой воинский долг моряка-подводника.
О трагедии, случившейся в Баренцевом море 1 июля 2019 года, узнала вся страна. Об этом говорили дикторы новостей на центральных телеканалах; об этом рассказал в своем обращении и Президент Российской Федерации. Только детали ее ни тогда, ни сегодня не раскрываются для широкой огласки – они составляют государственную тайну.
В эти дни экипаж атомной глубоководной станции АС-31 проводил научно-исследовательские работы в акватории Баренцева моря. Стоит немного углубиться в конструкцию и назначение станции, чтобы понять, что и как происходило в тот момент на борту.
АС-31 - это своего рода маленькая подводная лодка, оснащенная ядерным силовым агрегатом и предназначенная для различных операций, в том числе и с помощью манипуляторов, на большой глубине, куда не могут опускаться обычные подводные лодки. Она даже внешним видом напоминает обычную субмарину. Но для переходов на большие расстояния она не предназначена, да и нет такой необходимости. Поэтому станция крепится под корпусом большой подводной лодки-носителя. Между собой субмарины соединяются шлюзовым переходом. На самой станции постоянно несет дежурство свой вахтенный расчет, как и на основной лодке. Вот, собственно и все, что более-менее достоверно известно об этом сверхсекретном объекте обычному человеку.
События, описываемые далее, также отражают действительность с известной долей достоверности; проверить которую мы еще долгое время не сможем. Поэтому, смею взять на себя ответственность описания этих событий, основанного лишь на имеющейся и доступной сегодня для общего пользования информации.
1 июля в аккумуляторном отсеке станции произошло возгорание, о чем дежурным расчетом было доложено командиру. Можно предполагать, спустился ли основной экипаж по тревоге в глубоководный аппарат, или был непосредственно на месте аварии. На борту станции, вместе с четырнадцатью офицерами-подводниками находились ученые, в том числе и гражданский представитель. Экипаж боролся за спасение корабля до конца и прикладывал все усилия для предотвращения аварии на ядерном агрегате. Но потушить пожар не удавалось.
Офицеры буквально вытолкали научных сотрудников из терпящего аварию аппарата и задраили за собой люк, оставшись наедине с огнем и угарным газом. На флоте такие экстренные решения за всю команду принимает лично командир, но с учетом мнения экипажа. Как можно судить по дальнейшему ходу событий, мнение экипажа было однозначным. Четырнадцать офицеров-подводников, в числе которых был и Владимир Сухиничев, остались продолжать борьбу со смертью, заведомо зная, что спасая команду и уникальный глубоководный аппарат, им не суждено выжить. В том страшном отсеке одни герои сгорели заживо, другие отравились продуктами горения. Но свой долг они выполнили до конца: аварии на ядерном агрегате не случилось, уникальное оборудование было спасено; другие члены команды и конструкторского бюро не пострадали.

Это были высококлассные инженеры и ученые, офицеры в званиях от капитанов первого ранга до капитан-лейтенанта; двое из них уже имели высокое звание Героя России. Как принято говорить – «штучные специалисты» оборонного ведомства. Капитан третьего ранга Владимир Сухиничев, также имел боевую награду - медаль «За отвагу». Такие медали никогда не раздают «за красивые глаза». Свою награду Владимир получил по возвращении из похода, во время которого он погрузился на все ту же «запредельную глубину», где выполнил поставленную задачу. Он даже набрал бутылочку глубинной воды, которую привез домой в качестве сувенира. Но о глубине и других деталях погружения не рассказал даже своему отцу, офицеру-подводнику; настолько секретной была его миссия.
В городе Горячий Ключ также воздана честь подвигу героя. Одной из новых улиц города, постановлением главы администрации от 17 августа 2022 года, присвоено имя «Гидронавта Сухиничева».
Передо мной книга, которую, наряду с другими памятными предметами - фотографиями, альбомами, вымпелами, наградами, предоставил отец героя. Это совершенно новое издание - сборник стихов Раяна Фарукшина «Не спешите нас хоронить». В сборнике, среди других посвящений, есть и стихотворение памяти четырнадцати подводников-гидронавтов:

Запомните люди вы их имена…

Секретные люди на штурм глубины
В ту ночь уходили по гребню волны,
И риск - их работа, им было дано
Спускаться на самое черное дно…

Пожар! Кислород уже на исходе,
Секунды бегут и время уходит,
И сердце прыжками - долой из груди,
И лишь неизвестность их ждет впереди.

Но мыслей о бегстве и паники нет,
И эти минуты - всей жизни рассвет,
И каждый на месте стоит на своем:
На штатном, родном, боевом.

И каждый - отважен и вдохновлен:
Рубеж обороны не сдан, сохранен,
На ощупь, на память, в дыму и огне
Борьба за себя и тех, кто важней:

За маму и папу, детей и жену,
За флаг и за флот, и за нашу страну,
За мир во всем мире, который не знал
О тех, кто их счастье сегодня спасал…

История крутит свои жернова:
Потушен пожар и лодка жива,
Но газ углекислый угарною мглой
Четырнадцать жизней унес за собой…

Над морем холодным желтела луна,
Запомните люди вы их имена.
Читайте, чтоб сердце стонало в груди -
Бессмертие ждет моряков впереди:

Денис Долонский, Константин Сомов, Николай Филин, Денис Опарин, Дмитрий Соловьев, Владимир Абанкин, Андрей Воскресенский, Константин Иванов, Александр Авдонин, Виктор Кузьмин, Михаил Дубков, Владимир Сухиничев, Сергей Данильченко, Александр Васильев.

Вечная слава героям - подводникам!

О детстве и юности Владимира Сухиничева, его службе на военно-морском флоте и совершенном подвиге, при очередной встрече рассказывает отец - Геннадий Николаевич.
Владимир родился в городе Вилючинске, Камчатской области. Тогда же получил первую свою «медаль» - горько шутит отец. Всем новорожденным на Камчатке тогда выдавали такие памятные знаки. Рос обычным парнем, но с разносторонними интересами. Хорошо учился в школе; увлекался спортом, техникой, программированием, - видимо с детства получил задатки будущего высококлассного инженера. После школы поступил в Военно-Морской Инженерный Институт в г. Санкт-Петербург, который успешно закончил в 2007 году. Службу начинал в 16-й Краснознаменной эскадре атомных подводных лодок Тихоокеанского флота.
Однажды, решив стать гидронавтом, он поступил на двухлетнее обучение в специализированном центре. Тогда к ним в часть приехали «покупатели» из этого центра и отобрали самых достойных и грамотных офицеров. Доказательством важности и значимости новой службы сына, Геннадий Николаевич считал тот факт, что профотбор в центре из нескольких десятков офицеров прошли лишь четыре человека. И одним из них стал Владимир. В то время он ничего не рассказал родителям о смене службы; даже само понятие «гидронавт» было под секретом.
По окончании обучения, получив удостоверение гидронавта, он продолжил службу в 29-й отдельной бригаде подводных лодок Главного управления глубоководных исследований МО РФ. Сама часть, приписанная к Северному Флоту, базировалась в Ленинградской области; база была в Мурманске; а подчинялась она не командованию флота, а напрямую одному из управлений Главного Штаба Министерства Обороны.
Однажды Владимир познакомил родителей с будущей супругой - Викторией. Сыграли свадьбу; жили хорошо, дружно.
- Детей, правда не успели завести - сетует пожилой моряк. - Тяжело мне думать, что не осталось внука после Володи. На то были свои обстоятельства. Вскоре после свадьбы Викторию постигла беда - внезапная потеряла отца, которую она тяжело переживала. Нужно было продолжать семейное дело, в которое пришлось с головой окунуться. Затем - новые места службы, постоянные командировки мужа. Казалось бы - вот-вот и все наладится… Если бы не новая беда.
Бывая в отпуске, Владимир всегда навещал родителей и сестру на их новом месте жительства, в Горячем Ключе. Любил с невестой, а затем и с супругой побродить по тенистым улочкам старого города, паркам и окрестным лесам. Бывая на море, или в горах, увлекался самыми экстремальными видами спорта - серфингом, дайвингом, скалолазанием и альпинизмом. Всегда твердо шел к достижению любой поставленной цели, даже самой сложной и несбыточной. Как в обучении на гидронавта. Был отважен и никогда ничего не боялся. Также, как не испугался в последние минуты своей жизни.

При работе над материалом, мне на память пришли известные многим строки из стихотворения, которыми хотелось бы охарактеризовать героев-подводников и подвести черту в рассказе об их подвиге: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!»
Благо, в век интернета не нужно бегать в библиотеки, зарываться в энциклопедии, чтобы прояснить тот, или иной факт. Хотя, получив нужный ответ из сети, стоит оценивать его весьма критично, - так много информационного «мусора» зависает в нитях «всемирной паутины».
Итак, погрузившись в историю создания упомянутого стихотворения, с удивлением для себя узнал следующее. В «Балладе о гвоздях», написанной поэтом Николаем Тихоновым, рассказывается о подвиге военных моряков-краснофлотцев, сродни подвигу наших современников - гидронавтов 2019 года. Уходя в опасный поход и заведомо понимая, что вернуться вряд ли удастся, они выполняют поставленное задание. Они уходят и навсегда остаются героями стихотворения:

Баллада о гвоздях

«Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица.

«Команда, во фронт! Офицеры
вперед!»
Сухими шагами командир идет.

И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс - ост.
У кого жена, дети, брат -
Пишите, мы не придем назад.

Зато будет знатный кегельбан…»
И старший в ответ: «Есть, капитан!»

А самый дерзкий и молодой
Смотрит на солнце над водой.

«Не все ли равно, - сказал он, - где?
Еще спокойней лежать в воде».

…Адмиральским ушам простучал
рассвет:
«Приказ исполнен. Спасенных нет.»

Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.

Но самое удивительное в этой давней истории то, что написана она была в 1919 году, - ровно за сто лет до подвига экипажа глубоководной станции АС-31 в Баренцевом море…


В материале использованы:
- воспоминания и данные из личного архива Г.Н. Сухиничева;
- статья «Четырнадцать жизней из команды особого риска». Е.Слипченко, «Горячий Ключ» № 15, 10.04.2020 г.;
- другие открытые источники.


Научный сотрудник ГИМ Сергей Безух

2024 12 06