Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

К вопросу показа запрещенной символики и атрибутики в музейном деле

Сотрудники каждого историко-краеведческого музея, имеющего в своей экспозиции раздел, посвященный Великой Отечественной войне, рано или поздно задаются вопросом: как представить посетителям запрещенную символику и атрибутику? Как выставить такие предметы в витринах и на стендах; как рассказать о них людям, реакция которых на фашистскую свастику иногда может быть весьма негативна?

В современных реалиях, когда во многих музеях уже созданы разделы по событиям Специальной военной операции на Украине, эта тема становится особенно злободневной, поскольку раны душевные и даже физические от этой войны еще очень свежи для любого патриота страны. А между тем, нацистской символики в трофеях СВО несметное количество; и показывать ее в музеях необходимо. Но как это делать правильно?
В решении этой проблемы мне видятся два основных аспекта: формальный, или юридически-правовой и морально-этический. Правда, есть еще один - экспозиционный аспект, но при успешном решении первых двух, он становится чисто техническим моментом.
Рассмотрим же их по порядку. И начнем, пожалуй, с основного аспекта, регламентирующего правовые основы показа запрещенной символики.

Вопросы представления (экспонирования) предметов и материалов, связанных с фашистской и нацистской идеологией и организациями (символики, атрибутики и пр.) стоят перед работниками музейного сообщества уже не первый год и даже десятилетие. Эти вопросы стали возникать вскоре после окончания Великой Отечественной войны, по мере создания музейных экспозиций, демонстрирующих, в том числе, фашистскую символику, атрибуты, предметы снаряжения и формы войск противника, как часть недавно прошедшего исторического этапа в жизни нашего государства и общества.
Одним из важных выводов в решении Нюрнбергского процесса, завершившегося 1 октября 1946 года, стало осуждение фашистских и нацистских организаций (таких как НСДАП, Гестапо, СС, СД и др.) и чудовищных преступлений ими совершенных; соответственно, косвенно была осуждена и соответствующая символика. В послевоенные годы и в дальнейшем, такая символика, хотя и была представлена в музеях, произведениях искусства, литературе, кино, но однозначно осуждалась обществом и априори не могла восприниматься как пропаганда преступной фашистской идеологии. В Советском Союзе, где каждый гражданин так или иначе соприкоснулся с ужасами войны и фашизма, просто не могло быть иначе. Поэтому вопросов относительно законности показа в музеях фашистских атрибутов не возникало; само собой подразумевалось уничижительное к ним отношение.
Ситуация начала меняться после известных перестроечных событий, «демократизации» и либерализации общественного сознания, ухода от основной идеологии советского государства. Признаки деструктивных идеологий (фашизма, нацизма, экстремизма и пр.) хотя не поощрялись и не оправдывались, однако, отношение к ним исподволь качественно изменилось.
Способствовали этому различные факторы, обусловленные постепенной деградацией общества. Это и популярные мнения: «А может лучше бы немцы победили и ели бы мы сейчас баварские колбаски, запивая известным напитком…»; или: «Зачем держали блокаду Ленинграда, погубив миллионы людей, - сдали бы город и сохранили жизни и культурные ценности…», и много подобных. Это и торговля на «развалах» как советской атрибутикой (вплоть до боевых наград своих дедов), так и нацистскими артефактами; когда байкеры на мотоциклах пугали прохожих немецкими касками со свастиками. Это и выступление 2017 года в Бундестаге мальчика Коли из Нового Уренгоя, покаявшегося за «невинно» убиенных жертв войны - солдат вермахта. Все это – чрезмерно толерантное отношение к любому навязанному извне явлению, в противовес родному, традиционному, пусть даже идеологически не всегда оправданному.
И все это привело к необходимости принимать меры на законодательном уровне, в противовес таким деструктивным явлениям. Федеральным Законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» был установлен запрет на использование, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики и атрибутики. Однако, по мере «вживления» закона в правоприменительную практику выявились его недостатки и, возможно, поспешность формулировок. Так, из проката были отозваны некоторые знаковые кинофильмы о войне, в которых демонстрировалась фашистская символика. Стали возникать вопросы к художникам, использующим свастику в своем творчестве, например, в сатирических карикатурах на тему войны. Случались и прецеденты применения административных мер ответственности к музеям, демонстрирующим в экспозициях атрибуты и символику нацистской идеологии. Опасаясь ответственности, некоторые музеи при создании временных выставок, показывая архивные немецкие документы, заклеивали символику бумажными стикерами.
Словом, данный театр общественно-правового абсурда, хотя и не открыл свой занавес полностью, но «звоночек» уже прозвенел. Общественное мнение основательно «загудело» лишь когда возник вопрос об отношению в культовому фильму «Семнадцать мгновений весны». Как мы помним, на протяжении всего фильма и главный герой, и другие персонажи щеголяют в красивой немецкой форме со свастиками. Но запретить Штирлица?.. Это было бы уже слишком!
Вынужденной мерой стала публикация «Разъяснений Министерства культуры России по вопросу использования нацистской символики» от 07.12.2017 г. № 417-01.1-39ВА, в котором сообщалось следующее:
«…в собраниях российских музеев имеются музейные предметы с нацистской символикой и атрибутикой (медали и знаки отличия немецких войск, детали немецкой военной формы и обмундирования, фотографии военнослужащих вермахта в военной форме и пр.)
Принимая во внимание опасения музеев в том, что публикация изображений таких музейных предметов на портале Госкаталога может быть расценена как пропаганда нацисткой атрибутики или символики и может трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму, Минкультуры России обратилось в Роскомнадзор за официальной позицией по данному вопросу.
В ответе на обращение Минкультуры России Роскомнадзор подтвердил свою позицию, размещенную ранее на официальном сайте ведомства (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news31736), в соответствии с которой само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма.
Дополнительно Роскомнадзор проинформировал Минкультуры России о том, что в настоящее время ведомством ведётся работа, направленная на внесение в действующее законодательство изменений, предусматривающих возможность использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики экстремистских организаций в произведениях науки, литературы, искусства, а также в просветительских, учебных и информационных целях при условии отсутствия признаков пропаганды и (или) оправдания нацизма и (или) фашизма.»1
Впоследствии, учитывая несоответствие современным реалиям некоторых формулировок указанного выше Федерального закона и других подзаконных нормативных актов, законодатели пришли к верному решению. В статью 6 Федерального Закона № 80 - ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и в статью 1 Федерального Закона № 114 - ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» редакцией Федерального Закона № 421-ФЗ от 02.12. 2019 г. были внесены изменения: «…запрещается использование нацистской атрибутики или символики… // как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, за исключением случаев использования… // при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.»2 (выделено мной).
Уголовным Кодексом предусматривается ответственность за демонстрацию и пропаганду нацистской (экстремистской) символики и сходной с ними. Например, фабула статьи 282.4 УК РФ гласит: «Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.»
Но эта статья Уголовного Кодекса, как видно из ее формулировки, скорее подходит для истинных апологетов деструктивных идеологий. Вряд ли она будет применена к адекватному руководителю (сотруднику) музея, деятелю искусства, литератору, если они на самом деле не имеют умысел на совершение данного преступления. В том числе потому, что часть первая статьи указывает на неоднократность деяния: «…если эти деяния совершены лицом, подвергнутым административному наказанию за любое из административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…» А часть вторая подразумевает: «Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики…» (выделено мной).
Сложнее, до недавнего времени, было с Административным Кодексом, хотя фабула статьи 20.3 КоАП РФ звучит похоже: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.» Приведем диспозицию статьи по частям.
Часть первая: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет…»
Часть вторая: «Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет…»
Именно по этим формулировкам возникали прецеденты правовой ответственности, в том числе по отношению к музеям.
Однако, позже статья 20.3 КоАП РФ была дополнена Примечанием: «Положения настоящей статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.» (Введено Федеральным законом от 01.03.2020 г. N 31-ФЗ) (выделено мной).
Если говорить о музейном деле (не рассматривая, возможно, некоторые частные музеи), то формальная сторона при экспонировании запрещенной символики здесь соблюдается. Экспонаты такого рода, безусловно представляются посетителям не в целях пропаганды запрещенных идеологий и организаций, а в просветительских целях и для создания негативного отношения к ним. Об этом свидетельствуют и соответствующие аннотации, и пояснения экскурсоводов. Таким образом, формальную (правовую) сторону вопроса мы соблюли и закрыли.

Давайте попробуем разобраться и с морально-этическим аспектом данной темы, что будет несколько сложнее. Если формальная сторона вопроса на то и формальна, что имеет четко очерченные границы и контуры, то этическая сторона чаще всего субъективна, то есть не имеет единого, общепризнанного решения и даже при всеобъемлющем толковании может время от времени подвергаться сомнениям и пересмотрам.
Разберем же его на примере экспозиции Городского исторического музея города Горячий Ключ, - разделов, посвященных теме Великой Отечественной войны и Специальной военной операции.
Некоторое время назад к очередной годовщине Победы в Великой Отечественной войне, сотрудниками музея была оборудована временная выставка, созданная на основе атрибутики, геральдики и предметов снаряжения солдат Красной Армии и солдат вермахта. В верхней части витрины располагались атрибуты солдат Красной Армии: армейская посуда, зажигалка из патронной гильзы, некоторые предметы стрелкового оружия и др. На нижней полке были размещены предметы снаряжения и знаки отличия немецких и союзных им воинских частей. Здесь были: шоколадница, электрический фонарик, баночки от различных гигиенических мазей, знаки отличия и наградные значки и медали; даже - набор офицерской серебряной походной посуды. Все это выглядело, можно сказать, гораздо роскошнее и более широким ассортиментом, чем коллекция советских предметов.
В громком названии выставки четко прослеживалась идея ее создателей: показать, что даже с таким функциональным и разнообразным снаряжением фашистские войска не смогли пересилить стойкость бойцов Красной Армии, имеющих отличительно скудное и примитивное снаряжение и бытовые принадлежности. То есть – налицо было четкое противопоставление положительного отрицательному, добра - злу, мужества и неприхотливости - бытовому роскошеству и излишеству.
Однако, в течение работы выставки, набралось несколько негативных отзывов со стороны посетителей, относительно самого факта выставления фашистской атрибутики. Поэтому выставка была досрочно демонтирована, хотя сотрудники музея были уверены в правильности первоначального замысла и соблюдении формальной стороны этого вопроса. Здесь проявилось именно субъективное суждение наших гостей, не сумевших перебороть в себе неприязнь к такого рода предметам, в противовес четко обозначенной просветительской цели выставки, оформленной в контексте создания негативного к ним отношения и исторически обусловленной.
С началом проведения Специальной военной операции на Украине, музей Горячего Ключа, не дожидаясь централизованных указаний (как например - Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»), начал проводить работу по сбору информации об ее участниках, их мемориальных предметов и военных артефактов. Одним из первых на Кубани, в сентябре 2023 г. музей создал новый раздел экспозиции «СВОи герои», посвященный СВО.
Одной из частей нового раздела стал стенд под названием: «Если кто-то еще сомневается». Здесь, на отдельном от основной экспозиции кубе, располагается комплекс трофейных предметов, изъятых в ходе боевых действий у военнослужащих ВСУ и переданных музею непосредственными участниками СВО – бойцами и военными корреспондентами. Это: футболки с фашистской свастикой и эмблемой «Азова» (запрещенная организация на территории РФ), различные нарукавные шевроны, значки и наградные знаки с нацистской символикой, книги националистического содержания, боевые уставы ВСУ и др. Данный стенд намерено расположен ниже уровня размещения других предметов экспозиции, чтобы показать уничижительное отношение к его содержимому. Как было сказано выше, стенд обозначен говорящим самим за себя заголовком: «Если кто-то еще сомневается», в чем явно и однозначно прослеживается указание на то, с какой идеологией и ее проявлениями сражаются российские воины. Кроме того, в основной части экспозиции расположен манекен в форме российского солдата, попирающего ногой сломанное навершие знамени с нацистским трезубцем.
Как говорится – «картина маслом»! Человеку, умеющему размышлять, однозначно должен быть ясен контекст представления запрещенных предметов на данном стенде. На это и опирались создатели экспозиции, пытаясь раскрыть ее замысел. Кроме того, исходя из опыта проведения экскурсий и мероприятий, особенно с молодежью и детьми, очевидно, что данный стенд с нацистской атрибутикой имеет, пожалуй, даже большее просветительское и воспитательное значение, чем весь раздел СВО, вместе взятый. Воочию видя фашистскую символику, изъятую у ВСУ и слушая рассказ ведущего, дети непосредственно и живо проникаются справедливым возмущением к таким деструктивным явлениям.
Учитывая важность морально-этической стороны данного вопроса, нельзя обойти вниманием следующее. На открытие выставки «СВОи герои» в сентябре 2023 года были приглашены родственники погибших на СВО солдат и офицеров, представители волонтерских обществ, помогающих фронту, представители администрации города, общественности. Ни у кого из приглашенных (даже учитывая непростые душевные переживания родных и близких недавно погибших бойцов), не возникло неприятия или негативного отношения к данной выставке. Напротив, - отзывы и слова благодарности были самые теплые.
В течение вот уже более года работает постоянная выставка «СВОи герои» в Городском историческом музее. За это время ее увидели в составе экскурсионных групп и одиночным порядком тысячи посетителей. Десятки фронтовиков СВО во время отпусков заходили в музей, чтобы познакомиться с выставкой и оставляли только положительные отзывы. Представители музейных сообществ, посещая музей, также дают положительные отзывы, основанные на профессиональном подходе; делегации некоторых музеев Краснодарского края специально направлялись в командировку для принятия положительного опыта. Друзьями музея за последний год стали два специальных корреспондента центральных федеральных каналов, работающих в зоне СВО, которые не только подтвердили правильность замысла создателей выставки, но и сами регулярно добавляют новые артефакты в музейную коллекцию.
Таким образом, мне видится абсолютно верным то решение по экспонированию запрещенных символики и атрибутов в Городском историческом музее, которое оформили сотрудники во время создания выставки. Формальная сторона вопроса была учтена однозначно. Но, что не менее важно, верно решена и морально-этическая составляющая, о чем свидетельствуют приведенные выше данные.

И третий аспект проблемы состоит в том, как осуществить технически и экспозиционно показ данных предметов. Впрочем, как сказано в самом начале, он почти автоматически саморегулируется при положительном решении первых двух проблем.
Прежде всего, мне видится необходимость расположения таких атрибутов занижено по отношению к другим экспонатам и материалам. Тем самым, подсознательно создается впечатление их униженности и негативного восприятия. Здесь всем нам важнейший и наглядный урок преподнесли устроители Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, когда к ногам победителей были брошены знамена и штандарты фашистского Рейха. Так, в экспозиции музея, посвященной СВО, российский солдат «топчет» навершие знамени с нацистским символом; символика и атрибутика ВСУ расположены на кубе ниже уровня основной экспозиции; а предметы трофейного вооружения как бы небрежно разбросаны на половом настиле макета солдатского окопа.
Буквально за несколько дней до написания этой статьи, автор принял участие в научно-практической конференции в городе-герое Волгоград, проводимой на базе музея-заповедника «Сталинградская битва». Этот музей является одним из ведущих в стране по военной тематике, поэтому его опыт и решения, считаю не только можно, но и нужно учитывать.
В экспозиции «Сталинградской битвы» размещены, наравне с советскими предметами, оружие и обмундирование, геральдика и символика войск противника – фашистской Германии. Причем, зачастую они расположены в витринах буквально бок о бок. Но сама обстановка экспозиционных залов (освещение, цветовая гамма, звуковое оформление) не дают возможности усомниться в правильном замысле оформителей, направленном как раз на негатив по отношению к фашистской атрибутике. Даже эмоциональный настрой посетителей этого знакового музея, да еще находящегося в городе-герое, помогает принять верный выбор между «добром» и «злом». Таким образом, в данном случае экспозиционные решения выполнены хотя и другими приемами, но также не менее верно.

Подводя итог нашему размышлению на тему возможности и правильности показа фашистской и подобной символики и предметов, можно сделать следующий вывод. И обозначить его хочется словами известного исследователя военной истории Битвы за Кавказ и Туапсинской оборонительной операции Эдуарда Иосифовича Пятигорского: «История – это то, что было». Да, - это то, что было с нашим народом, с нашими предками в недалеком прошлом; это то, что происходит сегодня, в эти минуты на фронтах СВО. И в этой истории должно быть место и тому, что видеть неприятно, о чем не хочется говорить.
Нельзя, уподобляясь страусу, зарывать голову в песок и думать, что этого нет. Фашистская и неонацистская идеология, к сожалению, имеет место здесь и сейчас; ее последователи и апологеты тоже нередко находятся среди нас; с ее символикой ежедневно сталкиваются наши защитники, отбивая у врага опорник за опорником на фронтах СВО. Именно поэтому, в том числе через показ запрещенной атрибутики и символики, необходимо донести до каждого гражданина, с кем борется сегодня российский солдат; к борьбе с чем мы все должны быть готовы в любую минуту. И этого врага нужно знать в лицо.
А задача сотрудников музея сделать это профессионально, научно обоснованно и на основе исторических фактов.


Безух С.С., научный сотрудник ГИМ


Источники:
1.Сайт: https://agnivesti.ru/news23646?ysclid=m2a7zn8a85139220218 (Дата обращения 15.10. 2024 г.)
2.Сайт: kremlin.ru/acts (Дата обращения: 15.10.2024 г.)

  1. 2024 10 31