Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

БАДАНА КУЛЬКИНА - ОРДЕНОНОСЕЦ И СОРВИ-ГОЛОВА

Воистину, богата земля русская не только богатырями!

И поэтому традиционно, в честь всеми любимого праздника 8 Марта, мы представляем материалы о женщинах-воительницах, настоящих героинях своего времени. Ранее многие наши читатели уже узнали о медике дивизионного госпиталя прославленной в наших краях 30-й Иркутской стрелковой дивизии - Анне Штахановской.
Той самой Анне, что проявила чудеса героизма, во время отступления, под огнем противника переправляя боты и плоты с ранеными сначала через Керченский пролив, а позже через реку Дон. О той Анне, которая ассистировала в операциях по несколько суток подряд, в гулких железных емкостях Новороссийского цементного завода. Да-да, той самой Анне, что не получила звание Героя Советского Союза, лишь «благодаря» принципиальной позиции своего отца - начальника политотдела дивизии, из скромности не подписавшего представление к награде на родную дочь.
И вот уже другая женщина-героиня, из той же самой 30-й Иркутской дивизии - Бадана Яковлевна Воронова (Кулькина).
Родилась Бадана Кулькина 30 июля 1924 года в г. Кременчуг Полтавской обл., УССР. По косвенным данным, в рядах Красной Армии она числится с 17 июля 1941 года, то есть с 16 лет! Как Бадана попала в армию, нам достоверно не известно. Вероятно, как и многие патриоты тогда: добавила пару лет возраста (а она была весьма нехрупкого сложения), представилась медсестрой, или действительно окончила курсы при Осоавиахим (прообраз ДОСААФ) и напросилась добровольцем. Так, или иначе, но по мобилизации (призыву) она пойти никак не смогла бы.
Попав в строевую воинскую часть, Кулькина была определена на должность санинструктора батареи 45-мм пушек 256-го стрелкового полка 30-й Иркутской дивизии. Впоследствии стала фельдшером 1798-го зенитного артиллерийского полка. Прошла с дивизией все дороги суровых сражений и отступлений с осени 1941 г. по осень 1942 г. И вот с августа 1942 г. по январь 1943 г. Бадана сражается с врагом на нашей, Горячеключевской земле.
Да еще как сражается! Одной из первых в дивизии она получает высшую государственную награду - Орден Ленина! Давайте же сами прочтем строки из ее наградного листа.
«Тов. Кулькина участвует в отечественной войне с октября 1941 года. Одна из лучших санинструкторов полка. С начала прибытия в полк была послана в санроту на должность санинструктора, но там она долго не пробыла и по её ходатайству она была переведена в батарею 45мм пушек. Работая в батарее 45мм пушек с июня месяца 1942 года тов. Кулькина показала образец мужества и отваги в своей работе. 22 июля 1942 г, когда фашистские войска начали бешенное наступление, тов. Кулькина находилась на огневой линии и за этот первый день боя она вынесла и оказала помощь 35 бойцам и командирам, 27 из них с их оружием.
С 23.7 по 12.8.42 г. участвуя в бою в стрелковых ротах полка, она вынесла ещё 52 раненых, оказав им первую помощь, 34 из них были вынесены с их оружием. Эта бесстрашная и верная дочь, и большевик страны Социализма, спасла 87 бойцов и командиров, кроме того когда расчет одной из пушек вышел из строя, тов. Кулькина зная хорошо пушку – начала расстреливать фашистов в упор. Когда полк получил приказ отойти на новый рубеж за реку Дон, тов. Кулькина отходила с последними группами бойцов, которые прикрывали отход, она и здесь оказывала первую помощь и подбирала раненных. При форсировании реки Дон под руководством тов. Кулькиной, было переправлено через реку и доставлено в полк 2 пушки ПТО.
За проявленную храбрость, мужество и геройство, ходатайствую о
награждении тов. Кулькину орденом «Ленина».
Командир 256 сп/ Подполковник Ильин
Военком 256 сп/ Бат. Комиссар Погорелый
14 августа 1942 года.»

Наверняка читатель заметил постоянно мелькающие в наградном листе странные уточнения: «вынесено столько-то раненых, из них столько-то с оружием». Стоит пояснить, что для оценки боевой работы санинструктора, санитара, санносильщика, согласно приказу Наркома обороны СССР № 281 от 23 августа 1941 г., официально учитывались только раненые, вынесенные с поля боя с их личным оружием. Так, например, награждались медалью «За отвагу» санинструкторы, вынесшие более пятнадцати солдат с оружием; орденом Ленина - более 80-ти. Общую цифру спасенных солдат и офицеров Баданой Кулькиной мы узнаем чуть ниже.
А пока представьте картину: 17-летняя девочка (пусть и довольно крепенькая физически) тащит солдата ползком от одного окопа к другому; в пыли, или по грязи; в воде, или в снегу. Иногда это много сотен метров. Часто - под свист пуль над головой и шипение осколков по снегу. Бывает, солдатик помогает девушке, одной ногой отталкиваясь от земли, руками царапая кусты и траву; если еще в состоянии…
- Этот почти не дышит… Да еще воротник шинели, залитый кровью, скользит в руках, не давая крепко ухватиться. Давай-ка, как учили, - поясной ремень ему подмышки и застегнуть на спине, - так легче тянуть. Теперь бы не забыть винтовку…
Девушка перекидывает брезентовый ремень трехлинейки раненого бойца через плечо и, ухватившись за кожаный солдатский ремень, пытается ползти. Винтовка длинная, длиннее ее самой; она все время цепляется за кусты и утыкается стволом в бугры, мешая движению.
- Бросить бы ее, но нельзя - оружия и так мало; оно не должно достаться врагу. А тут и свое «ружье» болтается за спиной; бьет прикладом по затылку, да по уху. Хорошо, хоть комполка Ильин, (неплохой, кстати дядька, только уже староват и занудлив; ну так он же еще Ленина видел!) где-то раздобыл нештатный казачий карабин и вручил, как лучшему санинструктору. Карабин, мол и легче, и покороче винтовки будет, с ним проще девчонке, - сказал.
Так за думками, лужайку и переползла. Еще совсем немного и свои окопы; там кто-нибудь из ребят батареи поможет…
И так дни, недели, месяцы жестоких, кровопролитных сражений первых лет войны. Потом стала фельдшером. Не то, чтобы легче стало, но работа в санчасти более женская и квалифицированная.

В 1965-м году, накануне празднования 20-летия Победы в Великой Отечественной войне, партия и правительство приняли решение повсеместно поздравить всех участников ВОВ с юбилейным Днем Победы. В стране широким фронтом развернулось движение юных следопытов, которые своим трудом и поисками, сумели открыть много неизвестных страниц истории.
Вот и на очередном собрании в Горячеключевской школе № 1 был намечен ряд мероприятий, организовать которые поручили учителю немецкого языка, фронтовику, Константину Дмитриевичу Еременко. Он взялся за дело с присущим ему энтузиазмом и рвением. Так родилось поисковое движение Красных следопытов Горячего Ключа.
За первые годы Красными следопытами многое было сделано: прошли походы по местам сражений и встречи с местными жителями, разысканы сотни фронтовиков - участников боев на Кавказе, построены обелиски, по крупицам собирался школьный музей. И одна из первых, организованных в стране встреч фронтовиков, прошла в Горячем Ключе. Давайте прочтем слова самого К.Д. Еременко о той встрече, тем более, к нашему рассказу они имеют прямое отношение.
«…8 мая 1969 года я и ветеран 30-й гвардейской Иркутской дивизии Владимир Михайлович Каплун, идем в утренней прохладе по центральной улице Ленина к зданию парткабинета.
Сегодня в жизни г. Горячий Ключ будет исторический день: комсомольцы-следопыты 9 «Б» класса СШ № 1 пригласили на встречу бывших воинов 30-й Иркутской дивизии. Мы с ребятами искали их в течение 3-х лет. Многие ветераны ничего не знали друг о друге четверть века./
/Подходим к парткабинету, где должна быть регистрация прибывающих ветеранов. В зале библиотеки парткабинета за столом секретарь комсомольского бюро 9 «Б» класса Жданова Наталья регистрирует прибывших ветеранов, а в кабинете тов. Антипова идет ответственный разговор между бывшим начальником штаба 30-й Иркутской дивизии Малолетко Г.Ф. и бывшими воинами./
/Вдруг в коридоре раздается громкий женский напористый голос. Малолетко как-то сразу насторожился, приподнял кверху подбородок и, скосив глаза на дверь, тревожно выпалил: «Бадана! Это она, Бадана!»
Несмотря на свой возраст и протез ноги, он вскочил словно юноша и бросился в коридор навстречу голосу. Мы еще не успели сообразить, что произошло, как из коридора послышалось громкой рыдание женщины, бесчисленные поцелуи и голос Малолетки Г.Ф.: «Ну, хватит, Бадана! Ну, мы же гвардейцы! Хватит, не плачь!»
Что-то запекло в уголках моих глаз и защекотало в носу. Непрошенная слеза сорвалась и побежала по щеке. Глубокие человеческие чувства заставили нас всех волноваться.
В кабинет входят, обнявшись Георгий Федорович и смуглая, энергичная женщина. Это и была Бадана Яковлевна Воронова, бывшая знаменитая Бадана Кулькина, санинструктор 30-й Иркутской с.д. Это она в тяжелые годы обороны в районе Горячего Ключа вынесла с поля 160 раненных воинов и, в числе первых была награждена «Орденом Ленина». Это о ней было написано немало статей в газетах и журналах. Это о ней писал В. Закруткин в книге «Кавказские записки».
Теперь в кабинете слышно только Бадану. Ее напористая речь выдает смелый характер. Тов. Малолетко рассказывает нам, как он ежедневно звонил в полк и справлялся у ком. полка – жива ли Бадана. Как он ей строго-настрого наказывал не лезть туда, где очень опасно, и как эта 16-летняя сорви-голова не обращала внимания на его приказы.
В ближайшее время все прибывшие обнимались с Баданой и отходили от нее со следами губной помады на щеках. Носовые платки то и дело гуляют по глазам бывших гвардейцев.»

160 человек! Ровно в два раза больше, чем официально «стоил» орден Ленина, вынесла с поля боя Бадана Кулькина. Не все, но многие из них остались живы, благодаря силе духа, мужеству и умениям этой девочки, почти еще подростка.
Давайте же запомним наших героинь из 30-й Иркутской стрелковой дивизии: это Анна Порфирьевна Штахановская и Бадана Яковлевна Воронова (Кулькина). Их имена стоят нашей благодарной памяти. А к следующему женскому празднику мы подготовим новый рассказ о женщинах - героинях Великой Отечественной войны.

Сергей Безух, научный сотрудник ГИМ

1

Бадана Кулькина

2

Приказ о награждении орденом Ленина санинстуктора Кулькину Б.Я.

3

Встреча ветеранов 30-й Иркутской стрелковой дивизии в Горячем Ключе 8-9 мая 1969 г. В центре К.Д. Еременко, слева - бывший начальник штаба дивизии Г.Ф. Малолетко, справа - бывший санинструктор Б.Я. Воронова