ТУ-2 – лучший фронтовой бомбардировщик Великой Отечественной войны
- Подробности
- Опубликовано 02.07.2021 15:55
Уже скоро свой столетний юбилей будет отмечать конструкторское бюро «Туполев» - опытное авиационное конструкторское бюро, созданное 22 октября 1922 года Андреем Николаевичем Туполевым.
К этому событию мы начинаем серию публикаций, посвященных известному авиаконструктору и разработанным им и его соратниками моделям авиационной техники, отлично зарекомендовавшим себя как в небе войны, так и в мирное время.
К началу второй мировой войны пикирующие бомбардировщики вошли в состав военной авиации многих развитых стран. Самолеты этого назначения отличались конструктивными особенностями, позволяющими маневрировать наравне с легкими истребителями и в то же время нести значительную бомбовую нагрузку, которая при пикировании должна была точнее попадать в наземные цели. К созданию таких машин приступили и в СССР.
В 1939 году в Особом техническом бюро НКВД (ОТБ НКВД) под руководством конструктора Андрея Николаевича Туполева началось создание такого бомбардировщика. Сам Туполев был арестован в 1937 году по обвинению во вредительстве и работе на французскую разведку и находился под следствием. По его инициативе, поддержанной руководством НКВД и страны, при ОТБ НКВД была создана так называемая «Туполевская шарага», в которой трудились такие же арестованные инженеры и конструкторы, в том числе С.П. Королев. Работы велись по двум направлениям: над тяжелым, дорогостоящим и технически сложным бомбардировщиком ПБ «57» и более дешевым - двухмоторным ФБ (ПБ, «58», «103») по классификации ОКБ Туполева. Позднее самолету было присвоено обозначение ТУ-2.
В январе 1941 г. ТУ-2 совершил свой первый пробный полет, а к июлю испытания в основном были завершены. Первые испытательный авиаполк бомбардировщиков (около 60-ти самолетов) был принят на вооружение в 1942 г., однако трудности военного времени и эвакуация авиационных заводов на восток страны не позволили наладить массовый выпуск изделий. К тому же, в течении 1943-44 гг конструкция самолета дорабатывалась в сторону удешевления, но увеличения надежности и усиления вооружения.
Массовая постройка модернизированного ТУ-2 началась лишь весной 1944 г., а к концу войны в войска поступило не более 700 машин. Серийный выпуск их продолжался до 1952 года. В послевоенные годы ТУ-2 поставлялся на вооружение ряда социалистических стран, а в Китае эксплуатировался до 1982 г. По классификации НАТО самолет называли «Летучая мышь».
И хотя ТУ-2 не стал самым массовым бомбардировщиком войны, но несомненно стал лучшим из существующих по ряду параметров. Фронтовые пилоты отмечали его лучшую маневренность и пилотирование, возможность продолжения полета на одном двигателе, в сравнении с аналогичным самолетом Петлякова (ПЕ-2).
Экипаж ТУ-2 обычно состоял из 4-х человек, имел мощное курсовое вооружение – две 20-мм пушки ШВАК, 12,7-мм пулемет УБС и три 7,62-мм пулемета ШКАС. Установка брони перед пилотом и штурманом, а также навеска 10-ти неуправляемых ракет позволяли использовать его в качестве штурмовика. Корпус бомбардировщика был цельнометаллическим с применением нового материала – дураллюминия; остекление кабины выполнялось формованным плексигласом. Нормальная бомбовая нагрузка – 1000 кг, но максимальная достигала до 3-х тонн. Самолет мог пилотироваться на высотах до 9000 м, со скоростью свыше 500 км/ч, что позволяло ему достойно отражать нападения истребителей противника. Дальность полета составляла 2000 км.
За создание своего пикирующего бомбардировщика конструктор А.Н. Туполев в июле 1941 г. был освобожден от отбытия наказания (к тому времени он был осужден к 15 годам заключения); ему было присвоено звание генерал-майора.