ВОСПИТАНИЕ И АТАЛЫЧЕСТВО В ЧЕРКЕССКОЙ ТРАДИЦИИ
- Подробности
- Опубликовано 11.06.2021 15:51
В продолжение нашего разговора о быте, культуре и обычаях черкесского народа, представляем вам очерк о традициях воспитания.
Напомним, в предыдущих публикациях мы уже рассказали об адыгском писателе и просветителе Хан-Гирее, а также о религии и верованиях древних адыгов.
«Не слыхано в Черкесии примера, чтобы дети человека значительного воспитывались в родительском доме под надзором родителей; напротив, по рождении младенца немедленно отдают его на воспитание в чужие руки, то есть руки человека, избранного в дядьки». (Хан-Гирей, «Черкесские предания», избранные произведения, с. 158). Нередко, избранный (аталык) приезжал в дом родителей еще до рождения малыша, а потом, устроив подобие пира, забирал новорожденного и воспитывал до совершеннолетия. Такая практика часто вела к охлаждению в дальнейшем отношений между сыном и своими родителями, т.к. приемный дядька был для него настоящим отцом, а его детей он любил больше своих братьев и сестер. Отсюда - не любовь, а зачастую ненависть между кровными наследниками в возмужавшем возрасте. «Вот источник вражды, раздирающий семейства высшего класса в Черкессии, и начало междоусобий…» (там же, с. 159).
Причиной традиции аталычества, вероятно стало желание князей упрочения своего положения среди соплеменников и поиск вассалов среди менее значительных дворян, путем сроднения и сближения семей через воспитанников. Дворяне со своей стороны, конечно желали сближения с княжеским родом, ища защиту и покровительство. Причем, под защиту семьи воспитанника попадает не только семья аталыка, но все его родственники и подвластные люди. Воспитатель обычно имел не более одного воспитанника. В случае его смерти, он обрезал себе кончики ушей, или носил годичный траур.
Аталык воспитывал приемного сына в учтивости к старшим, гордости за свое звание, ловкости в обращении с оружием и конем; для приобретения полезных связей вывозил воспитанника в другие селения и племена. По совершеннолетии, воспитанник снаряжается в необходимое для наездника снаряжение и доспехи, и в сопровождении подвод, наполненных явствами и подарками, возвращается в отчий дом. Возвращение знаменуется семидневным пиром, игрищами и состязаниями. В этом случае супруге воспитателя разрешается плясать на пиру, несмотря на то, что у черкесов обычно пляшут только девушки. Пир заканчивается одариванием отцом воспитателя и его спутников.
Девочек отдают под воспитание супруге аталыка. Она приучается к рукоделию, семейному обхождению и другим премудростям женской доли. Возвращение в дом происходит также, как и для молодого человека. При выходе девушки замуж, воспитательница получала некоторую часть из ее калыма в виде подарка от родителей.
Простые люди, имеющие хороший достаток, также практикуют аталычество. Но среди простолюдинов домашнее воспитание считается более приличным, чем приемное; разрыв связей между родителями и воспитанником не так силен, как в высшем круге; соответственно, дальнейшая конкуренция с родными братьями не так сильно и часто проявляется.
Институт аталычества проявляется и в других случаях. Дворянин, желающий сближения с князем, приглашает его в гости и подносит ему щедрые подарки (оружие, доспехи). При этом, обязательно соблюдение обычая примирения: приложиться губами к соскам жены аталыка. У простых людей такой обряд аталычества бывает гораздо реже.
Сергей Безух,
научный сотрудник Городского исторического музея
Источники:
- Хан-Гирей, «Черкесские предания», избранные произведения. «Эльбрус», Нальчик, 1989 г., «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов»;
- «История Кубани с древнейших времен до конца 20 века», под ред. В.Е. Щетнева, Краснодар, 2004 г.;
- А.Н. Дьячков-Тарасов, «О задачах этнографии в деле изучения горских племен кубанской области»; П.П. Короленко, «Горские поселенцы в Черномории». Сборник «Известия Общества любителей изучения Кубанской области», выпуск 1 под ред. В.И. Сысоева и А.Н. Дьячкова-Тарасова, Москва, «Книга по требованию» (репринт Екатеринодар, 1899 г.)