Версия для слабовидящих

Дополнительная информация

В АВГУСТЕ 42-ГО...

vid20200922 2ЧАСТЬ 2.

Мы продолжаем публикацию воспоминаний фронтовика Григория Туренко о периоде оккупации Горячего Ключа.

В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА

27 августа с 11 до 14 часов на Сапун-горе продолжался сильный бой. Там трещали автоматные очереди, хлопали винтовочные выстрелы, ухали разрывы мин и снарядов. Над горой ревели немецкие бомбардировщики. Кругом рокотала, гудела, содрогалась земля.

А разведчики в это время отдыхали. Кто спал, кто писал, кто латал гимнастерку. А кто, как Володя Кобцев, приводил в порядок свое оружие, чистил его, смазывал.

Этого Володю я любил больше других разведчиков. В отряде он был самым молодым. Невысокого роста, широкоплечий, скуластый, весельчак и балагур, неистощимый на выдумки и анекдоты. Со мной Володя беседовал чаще других, любимой его присказкой было: «Орловцы не поганцы! Орловцы не подведут! Орловцы всегда сухими выйдут из воды!». Из этого я заключил, что родом он из города Орла или из Орловской области.

Володя никогда не унывал, хотя за свою разговорчивость часто имел неприятности. Особенно попадало ему от старшего сержанта, когда после возвращения с задания он бывал неумеренно весел и словоохотлив. А за словом он, как я уже сказал, в карман не лез.

Хотя служил Володя в пехоте и вряд ли видел море, тем не менее, под гимнастеркой он носил тельняшку. На спине она была вся в дырах, но расставаться с ней парень ни за что не хотел.

Отдыхали мы два дня, а потом пришёл в землянку старший сержант, собрал нас, разложил карту и сказал: «- Ну, хлопцы, надо нам пробраться в Горячий Ключ до курорта, где электростанция. Там какие-то склады. Надо узнать, что в них имеется. А тебе, Гриша, - обратился он ко мне, - надо по посёлку побродить, разузнать, где у них там комендатура расположена, где какие части стоят, обозы, машины. Чем больше узнаешь, тем лучше. Старайся только знакомым на глаза не попадаться, и в разговоры с ними не вступай. Немцы тебя не тронут, пока кто не донесет на тебя. Узнают, что ты в Горячем Ключе был, сам знаешь, что с твоей мамой они сделают, а если тебя самого схватят, то считай дело пропащим…».

Старший сержант показал нам на карте, где проходит немецкая оборона, где нейтральная полоса. Пройти в тылу врага мы должны были по самому верху Котха, где раньше стояла вышка. Фашистов там не было. В 10 часов утра отправились на задание.

Прошли под Безымянным хребтом до Поповой щели и по ней вышли к Псекупсу. Потом свернули вправо и пошли вверх по склону Котха мимо сушек. На полпути к вершине Котха сделали привал. Старший сержант (я называл его дядей Сашей) и Володя ушли на разведку. Вернулись они часа в три дня. Дядя Саша рассказал, что на самом хребте обороны нет. Передовые позиции немцев спускаются с хребта вниз до Псекупса и Каверзе и к свинарнику. Он предупредил нас, чтобы мы были осторожны и не напоролись на немцев, иначе сорвется операция.

Мы отправились в путь. Перешли Котх и спустились в Кладбищенскую щель. Перевалив через две горки, вышли на полянку, влево от которой было Дантово ущелье, а справа - Горячий Ключ. Неподалеку от здания курортной электростанции залегли в кустах орешника.

Было решено отправить меня в поселок. Возвратиться я должен был на это место часам в 10 вечера.

Я спустился вниз и вышел на аллею парка около курортной столовой. Всего неделю назад я гулял здесь с мальчишками и девчонками и вот не узнал его. Немцы превратили парк в кладбище. Везде белели кресты. Я миновал столовую и пошел к выходу из парка, и около приемного отделения санатория встретился с двумя немцами. Они о чем-то разговаривали между собой и не обратили на меня внимания.

По улице Красной (теперь улица Ленина) маршировал взвод немцев. Остановился он около здания, в котором теперь находится Сберкасса. Потому, как много входило в это здание и выходило из него офицеров, я понял, что в нем размещается комендатура. В школьном дворе стояло много подвод, автомашин и два танка, к которым были прицеплены пушки. Я пошёл дальше, и во дворе отделения милиции также заметил много машин.