Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ

mam202111 2Мы все давно привыкли к фразе: «Их именами названы улицы». При этом сразу вспоминаются имена героев, совершивших подвиги самопожертвования при защите рубежей нашего города, нашего Кавказа.

Их, «канонических» Героев Советского Союза, у нас три: Герасим Евсеевич Кучерявый, Александр Поликарпович Кириченко, Леонтий Васильевич Кондратьев.

Мы все знаем еще шесть Героев Советского Союза – наших земляков, уроженцев Горячеключевского района, или поселившихся у нас уже после войны: Михаил Михайлович Корницкий, Андраник Хачикович Мелконян, Андрей Николаевич Остапенко, Андрей Михайлович Рогожников, Михаил Михайлович Шалжиян, Амаяк Артынович Сноплян. Немало для такого скромного городка, как наш, не правда ли? Поистине, богата земля русская на богатырей, и Горячий Ключ – не исключение!

Но не только русская земля богата на героев, хотя на ее плечи выпала, пожалуй, самая тяжелая ноша войны. В те суровые годы ответственность за страну легла на плечи всего населения двухсотмиллионного Советского Союза; сотни тысяч своих сыновей отдала фронту каждая из пятнадцати советских республик, тысячи – каждая автономия малых народов.

На исходе вот уже седьмой десяток лет мирного неба над Кубанской землей, а имя еще одного героя для жителей Горячего Ключа почему-то осталось забыто. Нет смысла сейчас разбираться, почему так случилось; лучше скорее исправим помарку на полях нашего исторического фолианта и навсегда закроем для себя еще одно белое пятно славной героической летописи Горячего Ключа.

Наш «новый» герой, рассказать о котором пришло время – азербайджанец, краснофлотец Кафур Насырович Мамедов.

Мамедов Кафур (Гафур) Насыр Оглы родился в 1922 году в Баку, в семье рабочего. Окончил школу, работал наборщиком в типографии «Имени 26-ти Бакинских комиссаров», а в августе 1941 года был призван в Красную Армию. Отучившись на радиста, Мамедов уже в сентябре 1941 года попал на фронт.

Будущий герой впервые отличился той же осенью в боях при обороне Севастополя. Он с четырьмя другими морскими пехотинцами, укрывшись в ДОТе, пулеметным и автоматным огнем не давал немцам закрепиться на захваченной позиции, тем самым, прикрывая отход своего подразделения. По некоторым данным, в том бою Кафур был тяжело ранен, но после излечения в госпиталях, добровольно вновь вернулся в строй.

Осенью 1942 года отдельная 323-я бригада морской пехоты 56-й армии Закавказского Фронта, в которой Мамедов служил связным командира 3-й роты, занимала позиции в предгорье Северо-Западного Кавказа, на Туапсинском направлении. 18-19 октября подразделения бригады вели ожесточенные бои с превосходящими силами противника в районе Качканова перевала, что под Горячим Ключом.

С горы напротив, позиции морских пехотинцев обстреливал вражеский миномет; необходимо было уничтожить его. Сделать это вызвался Кафур Мамедов. Он скрытно пробрался под скаты горы и, обдирая руки в кровь, стал карабкаться вверх по крутому склону. Достигнув места, с которого хорошо было видно огневую точку, Кафур броском гранаты уничтожил минометный расчет. К своим моряк вернулся только под вечер…

В какой-то момент противнику удалось окружить командный пункт командира роты, но Мамедов вместе с другими бойцами стойко обороняли рубеж. В том бою им лично было уничтожено 13 гитлеровцев.

В пылу боя Мамедов увидел целящегося в спину командиру роты немецкого автоматчика; мгновенно сориентировавшись, он попытался уничтожить его из автомата, но выстрела не последовало: то ли патроны кончились, то ли произошла задержка (какая-либо техническая неисправность при производстве выстрела). Времени на раздумья не оставалось и Кафур, сделав бросок вперед, закрыл командира от пуль своим телом… «Умираю. Бейте их…» - это были последние слова героя, которые услышал спасенный им командир, лейтенант Зиновий Синицкий.

«18 и 19 октября на выс. г. Качканова, проявил героизм при обороне рубежа, уничтожил лично 13 вражеских автоматчиков и 1 миномет с расчетом. Тов. Мамедов 19.10.42. при окружении КП командира роты, которому угрожала смерть, своей грудью закрыл командира роты и сам погиб смертью храбрых, спас жизнь командира. Командир 395 сд полковник Рахимов.» - говорится в представлении на присвоение Мамедову Кафуру Насыровичу звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Представление к награждению подписано командиром известной нам, героической 395-й «шахтерской» стрелковой дивизии полковником Сабиром Умаровичем Рахимовым, которой, по всей видимости, была придана в оперативное подчинение 323-я бригада морской пехоты. Но, как мы знаем, Сабир Рахимов, сам бесстрашный командир и талантливый военачальник (впоследствии Герой Советского Союза посмертно), был весьма сдержан на похвалы и поощрения. Достаточно вспомнить его «скромную» характеристику боевым действиям 277-го стрелкового полка НКВД, отважно сражавшегося в подчинении его дивизии в декабре 1942 г. Здесь, возможно, играет немалую роль фактор другой ведомственной принадлежности вверенной ему части - полк внутренних войск НКВД; впрочем так же, как и 323-я бригада морской пехоты Черноморского Флота. И уж конечно, учитывая все это, полковник Рахимов не стал бы «разбрасываться» представлениями на Героя, если бы подвиг Мамедова того не стоил!

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года, Мамедову Кафуру Насыровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати, этим же Указом звания Героя присвоены Кондратьеву Л.В. и Кучерявому Г.Е.

Казалось бы, как рядом проходят уже известные и новые для нас имена; но все эти совпадения не случайны! Все, теперь уже четыре наших героя совершили свои подвиги в октябре-ноябре 1942 года под Горячим Ключом. Не секрет, что это было время наивысшего накала Туапсинской оборонительной операции. Время, когда руки неприятеля, рвущегося напролом к Черному морю уже были связаны активной позиционной обороной Красной Армии, но хребет его еще не был сломлен. В это время решалась и судьба перелома хода всей Битвы за Кавказ.

Также не секрет, что высочайший подъем боевого духа бойцов пришелся на канун 25-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической Революции, - события, свято почитаемого в то время в государстве. В том числе благодаря активной партийно-воспитательной и пропагандистской работе командиров, политработников, комсомольских вожаков накануне годовщины Революции, во многом, стали возможны все четыре подвига самопожертвования наших Горячеключевских героев. Но не только агитацией занимались коммунисты и комсомольцы, - они сами первыми показывали примеры героизма. Ведь Александр Кириченко был коммунистом и политруком; Леонтий Кондратьев, еще с гражданской войны участвовавший в большевистском подполье, перед боем подал заявление о вступлении в партию; Кафур Мамедов был комсомольцем. Хотя, справедливости ради стоит отметить: никакая агитация не заменит личных морально-деловых качеств человека; и как ты труса не агитируй, героя не получишь…

Герой Советского Союза Кафур Насырович Мамедов навечно зачислен в поименные списки своей воинской части; его именем названо Бакинское мореходное училище, морское судно и улица в городе Баку. Только в нашем городе очень мало кто знает имя героя, без раздумий отдавшего жизнь ради спасения своего командира, ради своего любимого Кавказа, ради своей огромной Родины, под маленьким курортным поселком Горячий Ключ.

Похоронен Кафур Мамедов в городе Туапсе.

mam202111 1

mam202111 2