Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

События немирной жизни: история Лёни Тараника

Потомственная казачка станицы Ключевой Антонина Николаевна Коваленко помнит много истории из жизни станичников.

Сохранила она и историю о горячеключевце Алексее Михайловиче, которого в народе все знают как Лёню Таранника. Когда ему было 15 лет, он был зверски убит немецко-фашистскими оккупантами. Антонина Николаевна поделилась воспоминаниями родственников Лёни.
Инна Константиновна Хотянова (племянница Лени Таранника) вспоминала, что с первых же дней начала войны Лёня мечтал о фронте, когда провожали на войну Константина Гордеевича Хотянова, отца его любимой племянницы, мальчик обещал ему, что скоро и он будет сражаться с фашистами. Никто тогда не знал, что с Лёней велась работа по подготовке к роли связного партизанского отряда.
«19 августа 1942 года станицу заняли гитлеровцы. Нас выгнали из дома. Фашисты бесчинствовали. Резали скот, птицу, забирали все продукты питания. Погнали женщин на укрепительные работы. По улицам ходили со злющими собаками, с автоматами. Сами весёлые, играли на губных гармошках. Лёнька с первых же дней оккупации начал разведработу: какие части гитлеровцев есть в станице, где стоят, сколько вооружения. Нам потом рассказывали причастные к партизанскому движению люди, что Лёня должен был встречаться со школьным учителем Алексеем Ивановичем, фамилию его не помню, и ему передавать сведения. Мама просила Лёнечку не разгуливать по станице, не попадаться фашистам на глаза, но он выполнял задания партизанского штаба и Арину Афанасьевну не слушал».
20 августа Лёню с товарищами заставили вместе с конюхами купать лошадей в реке. Немцы боялись обстрелов, мальчишками прикрывались. На следующий день пацанов снова погнали к реке. Лёни с ними не было; но позже он подошёл к реке.
Виктор Антонович Задуха говорил мне, как удивились они, увидев нарядно одетого Лёню. Он был в своих выходных рубашке «гуцулочке» и шароварах, обутый в тапки, сшитые местным сапожником (пацаны всегда ходили босые). Он немного постоял в стороне, словно на что-то очень ответственное решался, а потом взял коня и повёл его в реку мыть. И таким образом дошёл до другого берега, а происходило это в районе горы Золотой.
Мальчик резко побежал через поля в сторону садов, но был настигнут фашистами на лошадях. Его сразу же стали обыскивать. В карманах штанов нашли гранату и патроны, а за пазухой немецкие документы, которые Лёня выкрал из их штаба. Его погнали к штабу, который находился на подворье его бабушки.
Инна Константиновна рассказывает: «Допрашивали Лёню два дня. Полицаи говорили нам: «Молчит. Не говорит ни слова. Никого не выдаёт». Пошли к дому Антона Ивановича Задухи, тот, божась, стал ручаться, что Лёнька не партизан, просто похулиганил.
23 августа во двор согнали бабушку, маму Лёни, меня и других родственников, соседей - заставили наблюдать за происходящим. Вывели измученного, истерзанного Лёню: «Мама, не бойтесь, не предал». Плакать, кричать нам не разрешили. Лёню заставили копать могилу. Арина Афанасьевна стала умолять гитлеровцев пощадить сына, но те навели на неё автоматы: «Молчать!» И вот я вижу, как мой любимый Лёнечка копает себе могилу. Мне было тогда восемь лет, сердце мое разрывалось от боли и горя, земля уходила из-под ног. Арина Афанасьевна несколько раз падала в изнеможении.
Когда могила была почти готова, началась новая мука: Лене выстрелили сначала в одну ногу, через время в другую. Потом стали стрелять в руки. И когда он, страдая от боли, упал в могилу, мучители выстрелили ему в лоб. Его сердце перестало биться, жизнь пятнадцатилетнего героя оборвалась.
Соседи, друзья помогли закопать могилу поздно ночью, ведь фашисты не разрешили этого сделать днем. На следующий день на расстрел потащили моего деда Антона Ивановича, но его защитил немец-постоялец, и он остался жить.
В августе 1943 года тело Лёни эксгумировали. Антон Иванович Задуха участвовал в этой процедуре, были друзья Лёни, много ключевцев сопровождали героя к новому месту захоронения. Лёню похоронили на холме, рядом с памятником воинам. Прошёл митинг. Все клялись отомстить за смерть Лёни.
Инна Константиновна написала на фронт отцу о гибели Лёни, о пытках, которым его подвергли. Константин Гордеевич ответил родным, что её письмо прочитали бойцы и сейчас они идут в бой. «Смерть фашистским гадам! Мы отомстим за Лёню!» В этом бою он был тяжело ранен.

2023 07 27