Фонды городского исторического музея пополнились редким экспонатом
- Подробности
- Опубликовано 04.08.2022 11:41
Фонды городского исторического музея пополнились редким экспонатом. Георгиевский крест IV степени был найден местным жителем во дворе своего дома.
По его словам на том месте в начале XX века была стоянка с коновязью, и возможно крест был утерян там героем Великой войны (Первой Мировой). По номеру креста удалось установить личность кавалера.
Макаров Тимофей Яковлевич, уроженец Симбирской губернии, Ардатовского уезда. Воевал в звании младшего унтер-офицера в составе 153 пехотного Бакинского Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича полка. 1 декабря 1914 года был награжден крестом лично из рук Его Императорского Величества Государя Императора в селении Меджингерт за то, что неоднократно под сильным артиллерийским и ружейным огнем доставлял патроны в цепь.
Удивительно, что приезд Великого Государя на передовую в Меджингерт сохранился в воспоминаниях А.И. Спиридоновича: «Через два часа приехали на русско-турецкую границу, в селение Русский Меджингерт. В полутора верстах была и самая граница. В Меджингерт были собраны по пять человек, находящихся на боевой линии. Пехотинцы, пластуны, терцы, кубанцы, артиллеристы, пограничная стража – все выстроились на большой снежной поляне. Все, включая командира корпуса генерала Берхмана, были взволнованы и приятно поражены приездом Государя. Этого здесь никто не ожидал. Приехать из Петрограда на турецкую границу, в боевое расположение войск… Это просто невероятно!
Но вот показался и царский автомобиль. Подъехали. Все замерло. От сильного волнения командир корпуса едва отрапортовал Государю. Тот медленно подошел к войскам, поздоровался и стал обходить выстроившихся. Каждого Государь спрашивал, в каком бою участвовал, не ранен ли, и награждал Георгиевским крестом. Говорили солдаты с императором удивительно просто, все подвиги в их изложении казались такими простыми. Вот солдат 13-го стрелкового Туркестанского полка Игнатенко, взявший в плен пятерых турок. “Как же ты это сделал?” – спросили его. “Так что, они народ очень нестойкий, – ответил он, – спервоначала постреляют, а потом, как к ним ближе подойдешь, сейчас руки вверх поднимают, кричат “алла, алла”, а сами утекают. Ну, мы за ними. Нас было четверо. Я разделся, скинул шинель, да и побег. Еле догнали. Они осерчали, стали бросаться на нас. Двоих из нас убили, но все же мы их здорово перекололи. Тут я и забрал пятерых. Робкий они народ».
По свидетельству дворцового коменданта, генерал-майора В.Н. Воейкова: «Один из солдат, получивший крест, проявил пример высокой честности: он обратился к Государю со словами: “Я, Ваше Императорское Величество, в бою не участвовал”. Государь был страшно удивлен и громко ответил: “Молодец… Наверное, скоро заслужишь крест. Хорошо, что по совести заявил мне”. Крест был солдату оставлен». «Начало уже смеркаться, когда Государь кончил обход низших чинов. Поблагодарив всех еще раз, Государь высказал надежду, что все их части по примеру своих предков послужат России и ему, Государю. Генерал Берхман провозгласил здравницу за Его Величество, цариц, наследника. Гремело ура. Государь пожал руку генералу. Старый служака командир корпуса был так растроган, что расплакался и неоднократно поцеловал руку царя. Это произвело на всех большое впечатление. Нельзя было удержаться от слез. Солдаты придвинулись к автомобилю. Казаки вскочили на коней. И, когда царский автомобиль тронулся, все бросились за ним с криками ура. Казаки во главе с генералом Баратовым поскакали за автомобилем. Тот набирал ход, и казаки неслись сильнее, рискуя свернуться с шоссе и полететь с кручи. Так продолжалось, пока Государь не подал знак рукой.
Уже темнело. Густые тени стали падать с гор. Горы синели вдали в полном покое, как бы храня тайну, где неприятель. А неприятель, как узнали мы немного позже, был ближе, чем мы думали. Его разъезды видели с гор царский проезд, удивлялись тому, что происходит у гяуров.
Уже было совсем темно, когда Государь вернулся в Сарыкамыш. Узнав, что в госпиталь привезли новых раненых, он сейчас же пошел навестить их. И только после этого император впервые за весь день поел у себя в поезде».
На фотографии запечатлен смотр Николаем II пластунского батальона Кубанского казачьего войска в селении Меджингерт как раз 1 декабря 1914 года.
Из учетной карточки, которая хранится в Российском Государственном Военно-историческом архиве, также известно, что 28 февраля 1916 года выбыл из Лазарета № 38 в Тифлисе в 1-ю слабосильную команду.
Пополнение фондов данным экспонатом имеет не только историческую ценность, но и экспозиционно-выставочную. На данный момент выставочный проект «Без деления на белых и красных» проходит независимую экспертизу на конкурсе от Президентского фонда культурных инициатив. На выставке также будет представлен раздел, посвященный участникам Первой Мировой войны.