Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Экспонаты «Псекупского музеума»: детская колыбель

star20220714Городской исторический музей продолжает цикл публикаций в рамках проекта «Первый музей на Кавказе», в которых знакомит читателей с предметами быта адыгов этнографического отдела «Псекупского музеума».

Сегодня речь пойдет о детской колыбели, которая значится в описи домашней утвари и хозяйственных орудий абадзехов, составленной в 1866 году.

По материал Национального музея Республики Адыгея для маленьких детей адыги мастерили деревянные колыбели, которые назывались «кушъэ».

По традиции, детские люльки изготавливали из боярышника. Этот кустарник адыги почитали с древнейших времен. Ученый Сараби Мафедзев объяснял эту традицию тем, что боярышник в ходе определенной обработки мог приобретать красновато-коричневый, похожий на охряный, оттенок. Именно этот цвет играл важную роль в культах Солнца, Огня и божества грома Шиблэ. Поэтому адыги считали, что красная колыбелька была связана со светилом и, следовательно, дарила лежащему в ней младенцу здоровье, силу, долголетие и доброе сердце. А вот из бузины кроватки делать не рекомендовали: по поверьям, дети из бузиновых колыбелей вырастали вспыльчивыми и несдержанными, с очень сложным характером.

К спинкам кроватки крепили дугообразные полозья, с помощью которых люльку можно было покачивать. На дно стелили матрас, набитый соломой или овечьей шерстью. Младенца в кровать клали только после того, как его туго пеленали. Так ребенок оставался сухим на протяжении всей ночи, а также не мог перевеситься через невысокие бортики люльки и выпасть из нее.

Адыги часто украшали колыбели символическими предметами. К бортам привязывали монеты и когти животных. А под подушку можно было положить кусочек железа или небольшой кинжал. Люди верили, что эти своеобразные обереги защищали маленького и потому слабого ребенка от злых духов и неприятных происшествий.

В старину колыбель для новорожденного готовили не сами родители, а их родственники. Согласно данным одних исследователей, первую кровать ребенку всегда дарила семья матери. Другие утверждают, что все зависело от пола малыша: мальчику колыбель мастерили в доме бабушки по матери, а для девочки — по отцу.

Перед тем как в колыбель впервые клали младенца, в нее опускали белое яйцо. Оно символизировало жизнь «до седин» и тем самым сулило ребенку долголетие. А еще было принято подержать в люльке кота, чтобы новорожденному спалось так же крепко и сладко, как этому животному.

В первый раз малыша клали в «кушъэ», когда ему исполнялось две недели. Это был торжественный обряд, при котором могли присутствовать только женщины: сама мать, родственницы и соседки семьи. Новорожденного укладывала в колыбель не мама, а пожилая женщина из рода ее мужа. Такую почетную роль могли отвести только уважаемой и мудрой родственнице, которая уже вырастила несколько собственных детей.

На снимке представлена колыбель из коллекции Национального музея Республики Адыгея.

Напомним, что уже в августе месяце состоится фестиваль «Первый музей на Кавказе», который получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

star20220714