Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Август сорок второго

foto119 августа 1942 года… Одна из черных дат нашей истории.

Хрестоматийно считается, что оккупация Горячего Ключа немецко-фашистскими войсками началась именно в этот день. Действительно, к вечеру 19 августа первые колонны гитлеровцев, потрепанные нашей обороной на подступах к станице Ключевой, вошли в поселок Горячий Ключ; но ожесточенные бои за населенные пункты северо-западной части района шли уже несколько дней.

В преддверии этой трагической даты хочется вновь вспомнить события 79-летней давности; события, столь сильно повлиявшие на судьбы наших земляков, а для многих - родных, что забывать о них в такой день нельзя.

И вот перед нами несколько исторических документов. Первый - боевое донесение одной из частей, защищавших наш район и поселок, фрагменты из которого, интересующие нас в рамках нашей темы, представляем вниманию читателей.

foto2

Донесение

Тексты приводим в исходном варианте.

«Донесение о боевых действиях 30-й Иркутской Краснознаменной ордена Ленина, имени Верховного Совета РСФСР стрелковой дивизии в боях с 17 по 20 августа 1942 года в районе Саратовская, перевал Пятигорский, Ставропольская.

  • Получив боевое распоряжение штарма 56 (штаб 56-й армии - прим. авт.) № 00333 и устное распоряжение Командарма - части дивизии утром 17.08.42. сосредоточились:

71 сп (71-й стрелковый полк под командованием майора Ковалева И.М. - прим. авт.)- с 5.00 в р-не Саратовская, связавшись с к-ром 395 сд (395-я стрелковая дивизия - прим. авт.) - занял оборону во взаимодействии с 726 и 723 сп этой дивизии.

  • В 13.00. … появилось до 2-х батальонов мотопехоты, до 7 танков - огнем артиллерии и минометов, ПТР (противотанковое ружье - прим. авт.) и руж. огня противник был рассеян, оставив на поле боя 1 танк и до 150 солдат и офицеров. Бой длился до 15.30.
  • С 15.30. до 18.00. велась арт. и руж.-пул. перестрелка с применением бомбометания по боевым порядкам полка.
  • Противник … подверг сильному арт. обстрелу Саратовскую и передний край в 19.00. перешел в наступление. До 20.00. идет жестокий бой, пр-ку несмотря на огонь и яростные атаки не удается прорвать нашу оборону полка…
  • Части 395 сд к 21.00. отошли за р. Псекупс, взорвав мосты. С частями дивизии отошел и полк.

Всего в этом бою уничтожено 71 стрелковым полком: до 500 солдат и офицеров, подбит 1 танк, 3 автомашины, 5 станковых пулеметов, 1 мин. батарея.

Потери полка составляют: 6 человек убитыми, 38 раненых, до 30 человек пропавших безвести.

  • в 11.00. пр-к разведывательными группами прощупывал передний край обороны 3/35 сп (3-го батальона 35-го стрелкового полка - прим. авт.) в 12.00. пр-к начал наступление силой до б-на пехоты, 10 танков и 5 бронемашин в направлении Пескаве. Бронебойщиками 3 сб подбито 2 бронемашины и 1 мотоцикл и до 70 человек пехоты пр-ка…
  • Все части дивизии ведут усиленную разведку в сторону пр-ка. 71 сп в 18.00. получает приказание выступить в р-н Черный Аул, Папай, Лепрозорий (Северский р-н - прим. авт.) /приказ Штарма 0340/.
  • с 8.00. пр-к силою дол 2 б-нов пехоты, 10 танков и бронемашин и минометов установленных на машинах, несмотря на огромные потери - 3 раза ходил в атаку, но все атаки были отбиты с большими для него потерями…
  • - 14.30. в р-не Свх. Пескаве пр-к перешел в яростную атаку на 1/35 сп. После часового боя атака пр-ка отбита. Совхоз по-прежнему остался в наших руках…
  • В боях в р-не Саратовская, пер. Пятигорский и Свх. Пескаве с 17 по 20 .08.42 г. частями 30 сд пр-ку нанесены потери:

- убито солдат и офицеров - 1259 чел.;

- подбито танков - 3 шт.;

- бронемашин - 3 шт.;

- автомашин - 12 шт.;

- мотоциклов - 2 шт.;

- ст. пулеметов - 5 шт.;

- мин. батарей - 1;

- велосипедов - 8.

  • Наши потери с 17 по 20.08.42 г.:

- убито - 36 чел.;

- ранено - 124 чел.;

- пропало безвести - 102 чел.

Разбито 3 ружья ПТР, 1 миномет, 45-мм пушка…»

 

Документ этот, конечно не раскрывает полной картины обороны Горячего Ключа периода начала оккупации. Это сухие сводки боевых действий лишь одного из многих соединений, защищавших наш район и то лишь с северо-западного направления. А кроме легендарной «тридцатки», здесь в эти дни сражались 395-я, 261-я, 346-я, 353-я стрелковые дивизии и другие части. Но ценность его в том, что каждый из нас может сам, без цензоров и домыслов прикоснуться к суровой действительности жаркого августа 42-го. За каждой строкой этих пожелтевших листков чьи-то судьбы и трагедии: десятки убитых в бою и пропавших без вести бойцов, сотни раненых; уничтоженное боевыми действиями хозяйство мирных жителей, домашний скот и огороды; разрушенные обстрелами и бомбежками дороги, здания, жилища.

foto3

Разрушенный корпус санатория в Горячем Ключе

Читаем подписи под донесением: командир 30-й стрелковой дивизии полковник Аршинцев, военный комиссар Штахановский и начальник штаба Малолетко. Уже в 60-70-х годах Штахановский и Малолетко не раз посетят эти места, бывая на встречах ветеранов дивизии, организованных Константином Еременко. Комдив же, Борис Никитович Аршинцев, Герой Советского Союза, погибнет 15 января 1944 г. при освобождении Керченского полуострова...

foto4

Аршинцев Б.Н.

За накалом боев на южном направлении следил даже зажатый в кольцо блокады Ленинград. В выпуске газеты «Ленинградская правда» от 21 августа 1942 г. № 198 вышло вечернее сообщение за 20 августа о боях в том числе и под Горячим Ключом: «В районе южнее Краснодара наши части вели оборонительные бои с крупными силами противника. Отстаивая важный рубеж, бойцы Н-ской части отбили три атаки гитлеровцев. Повреждено 5 и уничтожено 9 немецких танков, 9 орудий. 22 миномета, истреблено до 700 солдат и офицеров противника. На другом участке наши части под давлением превосходящих сил противника с боями отошли на новые позиции».

foto5

Газета Ленинградская правда

Для осознания драматизма боевой ситуации на Туапсинском направлении, нужно четко понимать некоторые моменты. Превосходство сил и средств гитлеровцев к концу лета-осени 1942 г. было примерно следующее: по живой силе - в 2-3 раза, по артиллерии - в 2-3 раза, по танкам и самолетам - практически полное.

И пусть не обманывают вас сообщения о, например, наступлении двух батальонов немцев на позиции целого стрелкового полка Красной Армии. Казалось бы - явное преимущество наших сил, - воюй и горя не знай. Но и тут неувязка. Штатная численность различных немецких воинских частей и соединений обычна бывала в 1,2-1,3 раза больше численности советских равноценных частей. К тому же, после длительного и изматывающего летнего отступления 1942 года и предшествующей ему многомесячной активной обороны в степях Придонья, большая часть наших полков и дивизий была крайне обескровлена и насчитывала не более 50-70 % от штата. Так что в рассматриваемый период времени немецкий батальон мог даже превосходить советский стрелковый полк по реальному числу солдат и офицеров.

По воспоминаниям ветеранов, часто воевали одной винтовкой на двоих, оружие и боеприпасы добывали в бою. Доукомплектование частей проводилось за счет народного ополчения – наспех обученных, невооруженных и неэкипированных бойцов. Читаем другой боевой документ, датированный 21 августа 1942 г. Это «Доклад о проверке частей, занимающих оборону в районах Горячий Ключ - Пятигорское – пер. Хребтовый» представленный начальнику оперативного отдела Штаба Северо-Кавказского Фронта майором Прониным, инспектирующим части: «В 256 сп (30-й Иркутской стрелковой дивизии – прим. авт.) – 150 чел. из вновь прибывшего пополнения находятся совершенно без обуви, а также не имеется обмундирования. Большинство бойцов из пополнения рождения 1924 года, которые почти не знакомы с военным делом, не стреляли из винтовок и пулеметов. Не умеют пользоваться ручными гранатами. Настроение личного состава здоровое и бодрое».

А вот еще строки из воспоминаний генерал-лейтенанта в отставке И.М. Ковалева; того самого майора, командира 71-го стрелкового полка, оборонявшего станицу Саратовскую 17 августа: «В садах совхоза Калинина (под Краснодаром – прим. авт.) мой 71-й полк получил пополнение - краснодарских мальчишек около 800 человек 1924 года рождения. Мы их быстро распределили по ротам, покормили и кое-как, не всех, вооружили. Так они, ни разу не стрелявшие, совсем не обученные военному делу, начали воевать с винтовкой на двоих и одной o6oмой патронов. Им предстояла задача захватить еще оружие у врага. Moжете себе представить состояние этих юных новобранцев... Вскоре я узнал, что эти новобранцы получили наказ от своих родителей бороться с немцами только в городе и через Кубань не уходить вместе с армией. В результате этого и, конечно, потерь за неделю в боях за Краснодар утром 13 августа на рубеже Тахтамукай и Энем в полку из 800 краснодарцев осталось не более 200 человек.»

foto6

Ковалев И.М.

Он же пишет: «Советские полки и дивизии были в этих боях на Кубани совершенно беззащитны как на земле, так и с воздуха. В полках, например 30-й Иркутской дивизии кроме винтовок, небольшого количества ручных гранат, да нескольких бутылок с горючей смесью, ничего не было. Наша 45-мм противотанковая пушка могла поражать танки врага только по корме, т. к. снаряды ее рикошетировали, противотанковых средств совсем не было. Зная об этой нашей немощи, гитлеровцы буквально издевались над нами, самолеты беспрерывно летали над нашими головами и безжалостно расстреливали нас, а танкисты шли на нас как на параде с открытыми люками. …Немудрено, что противник cметал танково-авиационным тараном все на своем пути…»

Так, в постоянном дефиците вооружения, продовольствия, человеческих ресурсов воевала Красная Армия. Используя по заветам генералиссимуса Александра Суворова умение, а где нужно - смекалку и хитрость, добывая в бою оружие и экипировку, отстояли наши деды Кавказ. А когда всего этого не хватало, проявляли невиданное мужество и героизм, как массовый, так и личный. Поэтому мы и вспоминаем так часто великие дела героических предков, отдавая наш долг перед ними хотя бы частичкой светлой памяти и великой гордости.

Сергей Безух,

научный сотрудник ГИМ