Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

РЕЛИГИЯ И ВЕРОВАНИЯ ЧЕРКЕСОВ

foto 1Дорогие друзья! В предыдущих публикациях мы начали разговор о прошлом коренных народов Северо-Западного Кавказа – черкесов. В первом очерке речь шла о выдающемся представителе адыгского народа - писателе, ученом, просветителе начала XIX в. Хан-Гирее. Сегодня, вторым очерком «Религия и верования черкесов», мы продолжим рассказ, основанный на его этнографических исследованиях и свидетельствах других авторитетных источников.

Древнее исповедание черкесов было языческим. Главнейшими божествами были:

1 Мезитх (бог лесов) - располагал судьбой зверя, удачей на охоте;

2 Зейкутх (бог наездничества) - покровительствовал наездам и наездникам; не имел определенно выраженной формы;

3 Пекоаш (княгиня вод) – девица, покровительница воды;

4 Ахин (покровитель скота) – одно из важнейших божеств; известная легенда гласит о жертвенной «самошествующей» Ахиновой корове;

foto 1

Самошествующая корова

5 Созереш (покровитель земледелия) – представлялся в виде идола, хранящегося в амбаре каждой семьи в виде обрубка с семью сучками из дерева хамшхут;

6 Емиш (покровитель овцеводства) – почитался осенью, во время случки баранов.

При этом, черкесы понимали и чтили и верховного бога, творца вселенной - великого Тхашхо. Они не приносили в жертву людей и не пили их жертвенной крови.

Кроме того, черкесы почитали святых, нартов, вокруг которых народные легенды создали героический мир – нартский эпос.

foto 2

Нартский эпос

Самый почитаемый – Саусрук. В одну из зимних ночей в его честь совершали пиршества и лучшую еду ставили для него в гостиной комнате, а в конюшне – овес и сено для его лошади. Случайного гостя, зашедшего в дом принимали и потчевали вместо Саусрука. «Если не случалось приезжать никому в ту ночь, радость праздника не бывала столь торжественна. Таким образом, самое суеверие сделало черкесов хлебосолами». (Хан-Гирей)

Другой знаменитый святой – Лепс (Тлепш), был почитаем кузнецами, как покровитель огня и металла; его также молили при уходе за раненым и лечении больного. 

foto 3

Нарт Тлепш

Образы многих из этих святых преобразованы языческими черкесами на заре магометанства в богатырей и воинов арабских сказаний.

В исповеданиях предков черкесов находятся и явные следы христианства, - проповедуемых Византией православия и генуэзцами католичества. Это и песня в честь святой девы Марии, и названия дней календаря, культовая терминология, почитание креста, часто встречающиеся кресты на могилах позднего средневековья, христианские храмы. Подтверждается это и археологическими находками: присутствие в погребениях нательных крестиков и икон. При этом, христианские традиции были переплетены с язычеством - всегда обнаруживается погребальный инвентарь, запрещенный христианством. Можно говорить, что черкесы воспринимали христианство поверхностно, формально, живя в основном по традиционным нормам. Христианство, смешанное с язычеством бытовало у адыгов до начала XVII в.

Когда же греческое и итальянское влияние ушло из региона, вера постепенно угасала без поддержки и стала конгломератом языческих и христианских мышления, обрядов, традиций. К ним можно отнести такие суеверия, как гадание об урожае, погоде, войнах, бедствиях и благополучии на бараньей лопатке; гадание женщин на бобах; представления об оборотнях – «удди».

В конце XVI в. усилилась турецкая экспансия в регионе, проводимая через вассалов – Крымских ханов и покорение племен западного и центрального Кавказа, а вместе с этим и пропаганда ислама и его массовое принятие. Но по сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби, в конце XVII в. черкесы лишь называли себя мусульманами, оставаясь больше язычниками, а некоторые племена практически не принимали ислам.

«Единственное вероисповедание черкесских племен (за исключением весьма малого числа жителей внутри гор, и поныне придерживающихся язычества) есть мугамеданское, суннитской секты. Беспокойный образ жизни черкесов причина тому, что они слабо исполняют обряды, сею религией предписываемые, хотя и многие из них готовы отдать жизнь за малейшее оскорбление своего исповедания.» (Хан-Гирей)

Друзья! Следите за нашими публикациями и читайте следующие очерки о традициях воспитания, свадебных и праздничных обрядах, поминовении усопших и др.

Сергей Безух, научный сотрудник Городского исторического музея

Источники:

- Хан-Гирей, «Черкесские предания», избранные произведения. «Эльбрус», Нальчик, 1989 г., «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов»;

- «История Кубани с древнейших времен до конца 20 века», под ред. В.Е. Щетнева, Краснодар, 2004 г.;

- А.Н. Дьячков-Тарасов, «О задачах этнографии в деле изучения горских племен кубанской области»; П.П. Короленко, «Горские поселенцы в Черномории». Сборник «Известия Общества любителей изучения Кубанской области», выпуск 1 под ред. В.И. Сысоева и А.Н. Дьячкова-Тарасова, Москва, «Книга по требованию» (репринт Екатеринодар, 1899 г.)