СЫН ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА
- Подробности
- Опубликовано 09.06.2021 09:19
Друзья! Перед вами первый очерк из серии, посвященной коренным народам Северо-Западного Кавказа. Речь в нем пойдет о выдающемся адыгском просветителе, писателе, фольклористе первой половины XIX века – Хан-Гирее.
Портрет Хан-Гирея в возрасте 34-х лет
Наш герой (полное имя Крым-Гирей Махмет (Мамат) - Гиреев Хан-Гирей) родился в 1808 году в семье хамышеевского князя бжедугского подразделения Махмета Крым-Гирея, имеющего очень стародавние крымские корни. Князь Махмет, как представитель лояльного к русскому государству бжедугского племени, в 1816 г. поступил на службу в Черноморское казачье войско с чином войскового старшины. Малолетство сына проходило в семье воспитателя - аталыка (читайте наши следующие очерки об этой адыгской традиции), но после смерти отца в 1821 г. он был взят под опекунство командующим Черноморской кордонной линии генералом А.П. Ермоловым. «Главнокомандующий заметил в мальчике способности и великолепный характер: он занялся юным Гиреем, поручил его директору местной гимназии и сам наблюдал за его учением. Мальчик проявил способности поразительные, необыкновенные» (В. Бурнашев, современник и биограф Хан-Гирея). Затем юный князь был направлен в Петербургский кадетский корпус, а в 1825 г. назначен на военную службу. С 1826 года Хан-Гирей участвует во всех военных кампаниях русско-персидской и русско-турецкой войн, где заслуживает награды и офицерские звания; уже в 1837 году он получает звание полковника и придворный чин флигель-адьютанта. Некоторое время в престижном Кавказско-горском полуэскадроне, под его командованием служили такие известные впоследствии земляки, как Шора Ногмов и Султан Казы-Гирей.
Молодой князь снискал себе заслуженную славу не только в войсках, но и в светском Петербурге и даже при царском дворе. «Одним словом, - пишет В. Бурнашев, - …очаровательный черкес, вовсе не искавший не только славы, но и известности, громко прославлялся в столице». Бывая в Петербурге, Хан-Гирей вращался среди научной и литературной элиты, был знаком с Лермонтовым, Вяземским, Жуковским, профессорами, министрами и дипломатами.
В то же время, думы и заботы Гирея были постоянно о родном Кавказском крае - его историческом прошлом, духовной культуре, общественном устройстве. Неоднократно князь, получив широкие полномочия в качестве посланника, направлялся в закордонные территории враждебных русской власти горцев (абадзехов, шапсугов, натухайцев): «посещал в горах все племена и повсюду… оставлял за собою следы любви, приязни, человечности и стремления к правильному гражданскому усовершенствованному устройству диких племен…» (В. Бурнашев). Однако, Гирей часто отступал от правительственных инструкций, считая их неоправданно жесткими по отношению к своему народу, что в итоге привело к недовольству власти и отставкой на Кавказ на неопределенное время.
Продолжая военную службу, Хан-Гирей на Кавказе отдавался любимому делу - литературному творчеству, хотя его произведения и не принимались к официальному изданию. В 1839 году он уходит в отставку по состоянию здоровья и окончательно возвращается на родину. Сторонник русского и европейского направления для своего народа он, помимо изучения фольклора и писательства, активно занимается общественным обустройством горцев.
Незадолго до смерти Хан-Гирей женится, у него рождается сын; он поселяется в 10 верстах от Екатеринодара, в родовом имении «Султанский курган» (нынешний Тлюстенхабль). Ученость молодого князя, его направленность на сближение с Россией, цивилизованный в противовес обычной традиции адыгов (о них читайте в следующих очерках) подход к общественному обустройству - все это вызывало ненависть радикально настроенных слоев горского дворянства, что и привело его к смерти в результате покушения фанатиков-мюридистов (движение джихадистов на Кавказе). По бытующей ныне версии он выпил отравленный кумыс. «13 февраля 1843 года флигель-адъютант лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона полковник Хан-Гирей исключен из списков умершим», - гласила запись в документах военного министерства. По другим данным, он умер в конце 1842 года, в возрасте 34 года. Похоронен Хан-Гирей в своем имении в Тлюстенхабле.
Прожив короткую, но яркую жизнь, Хан-Гирей успел стать одним из первых просветителей горских племен Северного Кавказа, - этаким Данко с горящим сердцем в руке, освещающим верный путь своему народу. Его перу принадлежат произведения: историко-этнографическое сочинение «Записки о Черкесии»; повести «Князь Канбулат», «Наезд Кунчука», «Черкесские предания»; очерки «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов», «Бесльний Абат» и «Князь Пшьской Аходягоко». Известны, но до сих пор не найдены еще две его рукописи: «Древние черкесские песни и сказания» и «Адыги (черкесы) и все близкие с ними племена». Последняя была написана специально по поручению императора Николая I и передана ему в подарочном каллиграфированном виде, в атласном с золотом, тисненном переплете. На этом следы рукописи теряются.
Наши следующие очерки расскажут о традициях культуры и быта черкесского народа, описанных Хан-Гиреем и другими авторитетными исследователями на начало XIX века. Следите за нашими публикациями!
Сергей Безух,
научный сотрудник
городского исторического музея
(Источники: «Черкесские предания», избранные произведения. Хан-Гирей, «Эльбрус», Нальчик, 1989 г., («Хан-Гирей. Жизнь и деятельность», Р.Х. Хашхожева, с. 3-47))