Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

ДЕНЬ РОССИИ – КАК ПРАЗДНИК МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО НАРОДА

foto 1День России – это праздник, отмечаемый ежегодно 12 июня с 1992 года и символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей многонациональной Родины.

Но нет будущего у народа, не знающего и не ценящего свое прошлое. Поэтому сегодня, в преддверии празднования Дня России мы начинаем серию публикаций – кратких историко-этнографических очерков о прошлом коренных народов Северо-Западного Кавказа. Не желая быть голословными, мы будем опираться на первоисточники, созданные представителями коренных народов Кавказа XIX в. и других авторитетных исследователей. Некоторые такие источники хранятся в фондах и библиотеке городского исторического музея. 

foto 2

Издания из фондов и библиотеки городского исторического музея

Кроме того, в экспозиции музея широко представлены предметы быта и культурного наследия народов, населяющих в прошлом Причерноморье и Прикубанье, - в том числе и адыгов.

foto 3

Экспозиция «Крепость Псыфабэ» в городском историческом музее

 «Ничто не берется ниоткуда и никуда не уходит» – этот тезис как нельзя более справедлив при рассмотрении вопроса: кто мы, - современные жители Кавказских предгорий; откуда наши корни; чем обязаны мы нашим традициям? Одним из важнейших векторов такого рассмотрения может служить изучение традиций культуры, религии и быта коренных этносов, населявших с древности территории Причерноморья, Прикубанья и Предкавказья - адыгов (черкесов). Но, подчеркиваю, только одним из многих векторов, - потому что и Кубань и Кавказ всегда являлись «перекрестком цивилизаций». А в последние два-три столетия местные народы были настолько ассимилированы новыми поселенцами – донскими и черноморскими казаками, «некрасовцами», малороссийскими и русскими крестьянами, разного рода военными чинами, представителями армянских, греческих и других диаспор, что последние едва не растворили их бесследно.

Социально-экономическое и духовное развитие адыгского народа, исторически прогрессивный акт вхождения в состав Российского государства и благотворное влияние на него передовой русской общественной мысли и культуры привели к возникновению в черкесском крае в самом конце XVIII – начале XIX в. просветительского движения. Одним из значительнейших его представителей в первой половине XIX в. стал Хан-Гирей - «черкесский Карамзин».

«Хан-Гирей заложил основы адыгской исторической науки и художественной литературы, был одним из первых этнографов, фольклористов, искусствоведов, создателей азбуки родного языка, проектов по «гражданскому устройству» своего народа», - так оценивает историческое значение личности выдающегося адыгского просветителя известный исследователь, доктор филологических наук Р.Х. Хашхожева.

Продолжение рассказа о Хан-Гирее и традициях адыгов читайте в следующих публикациях.

Сергей Безух,

научный сотрудник

Городского исторического музея