К 100-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА АНДРЕЯ САХАРОВА
- Подробности
- Опубликовано 21.05.2021 15:34
«Моя самая страстная мечта — чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось» (А.Д. Сахаров)
21 мая исполняется 100 лет со дня рождения трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской и Ленинской премий, а также Нобелевской премии мира, академика Андрея Сахарова.
Он реализовал свой талант на двух, на первый взгляд, взаимоисключающих поприщах — как разработчик термоядерного оружия и как борец за разоружение. Европарламент ежегодно вручает премию его имени «За свободу мысли», а Американское физическое общество учредило одноименную награду за достижения ученых в деле защиты прав человек.
Семью Сахаровых в Москве хорошо знали с конца XIX века, когда в Первопрестольной работал адвокат Иван Сахаров. Его сын Дмитрий преподавал физику. В 1918 году он женился на учительнице гимнастики Екатерине Софриано, генеральской дочке из рода обрусевших греков. В 1921 году в молодой семье родился первенец — Андрей. Через четыре года на свет появился второй сын Юрий.
Дмитрий Сахаров выпустил задачник по физике и несколько научно-популярных книг. За это ему присвоили степень кандидата педагогических наук без защиты диссертации. Для собственных детей ученый выбрал домашнее образование.
Сдав экзамены за 6-й класс, Андрей Сахаров перешел на учебу в обычную школу. В 1938 году его, отличника, без экзаменов зачислили на физический факультет МГУ.
Когда началась война, студентов-физиков направили на медкомиссию: они должны были поступить в летное училище. Андрей Сахаров комиссию не прошел и не стал записываться добровольцем: рассудил, что, доучившись, принесет больше пользы на военном заводе. В октябре 1941-го университет уехал в эвакуацию в Ашхабад. В 1942-м Сахаров получил диплом с отличием по специальности «оборонное металловедение».
Молодого специалиста распределили сначала в Ковров, где места ему не нашлось, затем на патронный завод в Ульяновск. Там случилось неожиданное: физика-теоретика отправили на лесозаготовки. Работа по специальности началась для него лишь с переходом в Центральную заводскую лабораторию. Здесь Андрей Сахаров изобрел прибор, с помощью которого можно было проконтролировать, как закаляются сердечники пуль для противотанковых ружей.
«Бронебойные стальные сердечники пуль… подвергались закалке в соляных ванных. Иногда… закалка не охватывала всего объема и внутри сердечника оставалась непрокаленная сердцевина… Для отбраковки непрокаленных партий из каждого ящика наугад брались пять сердечников и ломались… 1,5% готовых сердечников шла на переплавку). Моя задача была найти метод контроля без разрушения сердечника. Через месяц у меня уже было хорошее решение, и я начал первые контрольные опыты на опытной модели, сделанной мною собственноручно с помощью механика лаборатории».
В 1945 году молодой изобретатель поступил в аспирантуру Физического института Академии наук СССР им. Лебедева (ФИАН). Его научным руководителем стал известный физик Игорь Тамм, который оказал огромное влияние на жизнь и работу Сахарова.
Спустя два года в Физическом институте сформировали особую исследовательскую группу — она проверяла расчеты по созданию водородной бомбы. В состав этой группы под руководством Тамма и вошел Андрей Сахаров. В 1949 году в СССР прошли первые испытания атомной бомбы, и создание более мощной водородной было следующим шагом в гонке вооружений.
В основу будущего проекта легли сведения, полученные от зарубежных ученых. Сахаров же предложил принципиально иной проект термоядерного заряда. Его идеи дополнили исследования коллеги Виталия Гинзбурга. Первое испытание водородной бомбы прошло 12 августа 1953 года. В октябре того же года Сахарова, который претендовал на звание члена-корреспондента Академии наук, единогласно избрали сразу академиком. Таким образом, Сахаров стал одним из самых молодых академиков в истории советской науки — всего в 32 года. В этом же году ученого удостоили Сталинской премии и представили вместе с Игорем Таммом к званию Героя Социалистического Труда «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Правительства», члены группы были удостоены Сталинской премии.
В 1955 году была испытана «улучшенная» водородная бомба — над ней работала все та же группа. Сахаров к этому времени стал задумываться о гуманитарных последствиях ядерных испытаний.
«Главным для меня было внутреннее убеждение, что эта работа необходима. Чудовищная разрушительная сила, огромные усилия, необходимые для разработки, средства, отнимаемые у нищей и голодной, разрушенной войной страны, человеческие жертвы на вредных производствах и в каторжных лагерях принудительного труда — все это эмоционально усиливало чувство трагизма, заставляло думать и работать так, чтобы все жертвы (подразумевавшиеся неизбежными) были не напрасными. Моя самая страстная мечта — чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось».
В 1958 году академик опубликовал статью о радиоактивных последствиях взрывов термоядерной бомбы. «При средней продолжительности человеческой жизни 20 тыс. дней каждый рентген глобального облучения уменьшит ее на неделю», — подводил он позже итог. Андрей Сахаров призывал остановить ядерные испытания и способствовал подписанию в 1963 году Московского договора о запрещении испытаний в трех средах.
Впоследствии академик стал отходить от вопросов разработки нового оружия и продолжал научную работу как физик-теоретик. Он оставался до последних дней жизни сотрудником ФИНа, написал в разные годы труды по магнитной гидродинамике, элементарным частицам, астрофизике и др.
Позже он стал погружаться в правозащитную деятельность СССР. 14 декабря 1989 года состоялось последнее выступления Андрея Сахарова в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы, и тем же вечером он скоропостижно скончался от внезапной остановки сердца на 69-м году жизни.