НЕ СМОЛКАЕТ КОЛОКОЛ ПАМЯТИ
- Подробности
- Опубликовано 25.01.2021 17:42
24 января 1919 г. была подписана директива ВКП (б) «Об отношении к казакам». Это было начало бескомпромиссной борьбы с казачеством, «когда волна разнузданной революции повергла все и вся; растоптала и смела многое и многое, что уже стало дорогим для целых поколений». (Войсковой праздник. 1931. // Кубанское казачество. № 1. С. 3)
У людей отняли право на мирную жизнь, на ратный труд, отняли нажитое имущество, а сколько последовало людских потерь…
В начале 1920 года положение тысячи кубанских казаков, отступавших с боями на Черноморское побережье, было крайне трагичным. Многим пришлось навсегда распрощаться с родным домом и семьями, бежать от расстрела на чужбину. Несмотря на все гонения, казачество сохраняло свои культуру и традиции даже в эмиграции: в Константинополе в 1931 году вышел Кубанский календарь (как продолжение традиции), в США в 1960-х годах вышли в свет казачьи словари-справочники, во Франции казаки продолжали отмечать свой войсковой праздник Покрова пресвятой Богородицы, как «дорогой осколок блестящего празднования Войском на далекой безконечно дорогой Родине» (Войсковой праздник. 1931.// Кубанское казачество. № 1. С. 3 ).
В Кубанском календаре 1931 года на первых же страницах «звучит» песня кубанских казаков – гимн современного Кубанского края, написанная священником Кавказского полка Константином Образцовым во время Первой Мировой войны на кавказско – турецком фронте. 25 февраля 1921 г. Кубанский Войсковой Атаман генерал-майор Вячеслав Григорьевич Науменко издал приказ № 14 в г. Константинополе, в котором звучали следующие слова: «Ныне, когда мы выброшены на чужбину, пусть песня эта напоминает нам о славном боевом прошлом, о радостях победы и о тяжелых страданиях трехлетней борьбы за счастье Родины и за свою свободу, пусть напоминает она наши станицы, хаты и брошенные семьи. С этой песней мы снова пойдем освобождать родную землю»
Благодаря материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков можно восстановить события тех лет: «7 марта 1918 года в станице Ключевой Екатеринодарского отдела был собран обычный митинг «товарищей». Толпа заподозрила некоторых из участников в контрреволюционности, и шесть человек из жителей этой станицы были арестованы и отправлены в г. Майкоп. По дороге партию арестованных встретил Кургано-Лабинский революционный отряд, который немедленно же потребовал расправы с беззащитными. Тут же в станице Черниговской собрали революционный суд из местных советских комиссаров и представителей разбойного отряда. Что можно было ждать от этого собрания каторжан? Арестованных, разумеется, поспешили выдать красноармейцам, которые только того и ждали. Несчастных обреченных вывели за станицу, на глазах у них вырыли яму, и изрубив на мелкие куски, побросали их в общую могилу. По официальным данным расследования Майкопской комиссии, зверски изрублены были Александр Кривцов, Леонтий Копыка, Павел Мурочка, Григорий Маляр, Илья Белый и священник Тертиганов».
Горько, что эта вражда внутри государства затронула многие семьи горячеключевцев. В 1918 году около 90 казаков навечно сложили головы «За Веру, Царя и Отечество» в районе городского озера (в числе которых были не только жители станицы Ключевой), где в 1994 году был установлен поклонный крест казакам.
Статья «Не смолкает колокол памяти». Часть 2.
Хоть большевики после установления советской власти и провозгласили официально свободу вероисповеданий, на деле же свобода эта обратилась в систематическое и беспощадное гонение на православную веру и на служителей церкви. По всей России были расстреляны сотни священнослужителей.
В материалах Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков можно найти имена десятков священнослужителей, расстрелянных по всей Кубанской области. В станице Ключевой в начале 1918 года был расстрелян священник Лонгинской церкви Моисей Петрович Тырышкин.
Родился 28 августа 1864 года. И если его предшественники являлись сынами священников, либо псаломщиков, то отец Моисея Петровича был горным мастером алагирского серебро-свинцового завода Терской области Владикавказского округа (ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1727)
Будущий священник образование получил в Закавказской учительской семинарии. После обучения преподавал в министерских и церковных школах Тифлисской губернии.
В 1889 году женился на Ольге Михайловне (09.07.1868 г.р.). Всем детям Моисей и Ольга дали хорошее образование: Григорий (21.01.1890 г.р.), преподаватель Владивостокской гимназии; Нина (1892 г.р.), учитель Новокубанского двухклассного училища; Александра (03.11.1893 г.р.), учительница Горячее-ключевского одноклассного училища; Михаил (23.10.1897 г.р.), воспитанник Ставропольской духовной семинарии.
С 1893 года был принят в Ставропольскую епархию и назначен диаконом Михаило-Архангельского храма села Поливянного Ставропольской губернии.
В 1906 году рукоположен в сан священника. С 1913 года и до смерти состоял священником Лонгинской церкви станицы Ключевой, а также являлся заведующим церковно-приходских школ местечка Горячий Ключ и станицы Пятигорской. Убит при захвате станицы красными отрядами 11 марта 1918 года после мучений.
Понихида в Свято-Троицом храме по невинноубиенным казакам, казачкам и казачьи детям
На фотографии 2- й слева казак станицы Ключевой Мамай