ВЫХОДИЛА НА БЕРЕГ «КАТЮША»…
- Подробности
- Опубликовано 27.01.2021 08:00
В 2021 году одна из самых грозных боевых машин Великой Отечественной войны – система реактивного залпового огня БМ-13 – отмечает своё 80-летие.
Немцы называли её «орга́н Сталина», свои ласково именовали «Катюшей». При полёте хвостовое оперение ракет издавало звук, напоминающий «пение». Но правильнее было бы сравнить «адский вой», издаваемый установкой, с «трубами Апокалипсиса», потому эта «музыка» не сулила врагу ничего хорошего.
Первое же применение «катюш» состоялось 14 июля 1941 года. Батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова произвела два залпа из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орша, на которой скопилось большое количество немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим. В результате огня батареи железнодорожный узел был стерт с лица земли, противник понес тяжелые потери в живой силе и технике.
В тот же день огневой удар из нового оружия был произведен по немецкой переправе через реку Оршицу. Результат был такой же. В этот день в своем дневнике начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».
В протоколе допроса немецких военнопленных было отмечено, что «взятые в плен два солдата в деревне Попково сошли с ума от огня реактивных установок», а пленный ефрейтор заявил, что «случаев сумасшествия в деревне Попково было много от артиллерийской канонады советских войск». Таким был психологический эффект применения советской боевой машины залпового огня БМ-13 в июле 1941 года.
Как вспоминал фельдмаршал Кейтель, Гитлер вызвал к себе адмирала Канариса, руководителя военной разведки. Он был в гневе, что разведка прозевала создание русскими нового мощного оружия. Все оправдания Канариса наталкивались на гнев фюрера, руки которого от ярости тряслись, а лицо было пунцовым. Немецкая разведка знала, что в Ракетном научно-исследовательском институте шла работа над ракетным оружием, но после репрессий 1937 года, когда ведущие конструкторы были арестованы, а часть из них расстреляна, немцы даже предположить не могли, что русские смогут что-то разработать.
Конечно, немцы сразу же захотели иметь подобное оружие у себя и за гвардейскими минометами они устроили настоящую охоту. Поэтому экипажу БМ-13 была дана строгая директива: в плен не попадать!
Вот как вспоминал об этом служивший на «катюше» Аманжол Каликов в книге «Катюши»: «Мы не должны были попадать в плен – после залпа должны были сразу уходить. Мы к позициям подъезжаем – в кабине шофёр сидит, рядом командир орудия, на машине расчет 7-9 человек. Быстро развернулись, машину не глушат. Перед командиром орудия прибор управления. Только развернулся, командир восемь оборотов на приборе делает, и сразу уезжаем. Машины немедленно должны были уходить с позиций, иначе нас немцы накрыть могли…»
Так погиб капитан Флёров, который подорвал свою установку, когда они в октябре 1941 года попали в засаду под Смоленском. В целом же, гибель личного состава «катюш» была минимальной по меркам военного времени – менее 30%, как утверждают эксперты. Главная причина смерти – как раз таки самоуничтожение при попадании в окружение. Экипаж жертвовал собой, спасая тем самым технологию «катюш».
Вообще «катюши» – это некий символ подлинного союзничества и сотрудничества с американцами. Высококачественный порох для реактивных снарядов БМ-13 поставлялся от американцев (увы, в обмен пришлось поделиться технологией). Правда, изначально порох производился в СССР по уникальной технологии, которую немцы так и не смогли повторить. Но потом завод был эвакуирован, и производство пороха нужного качества стало затрудненным. Вот и пришлось обращаться к американцам. Да и сама установка размещалась на «Студебеккерах» – не отечественный ЗИС, не тем более «полуторка» с такой задачей не справлялись.
Значимую роль легендарная «катюша» сыграла и судьбе нашего земляка Михаила Васильевича Стефаненко. На войне он был связистом, и, казалось бы, не мог иметь ничего общего с РСЗО. Но судьба распорядилась иначе. Михаил Васильевич так описывал этот случай: «Только удалось радиостанцию починить и из окружения вырваться, как немцы снова атаковали бомбёжкой. Их самолёты обстреляли всё вокруг, подожгли тогда «Катюшу», а она, гружённая боеприпасами, рядом с расположением была. Я её подальше отвёз, чтоб беды не наделала».
На самом деле, скромно описанный фронтовой случай лёг в основу представления к ордену Красной Звезды.
Из наградного листа: «Стефаненко, будучи в окружении под непрерывной бомбёжкой с воздуха, миномётными и артиллерийскими обстрелами лично сам исправил поврёждённую радиостанцию, связался с дивизионом. Батарея с боем была выведена из окружения и влилась в дивизион.
22 августа 1942 года на подступах к Сталинграду в районе балки Морозовой дивизион подвергся большой бомбёжке и обстрелу с воздуха. Противник поджёг автомашину с боеприпасами артсклада группы, рядом с которой стояла боевая установка М-13, установка загорелась, шофер был ранен. Стефаненко, невзирая на опасность, грозившую с воздуха и от разрыва мин, садится за руль установки, заводит её и выводит в безопасное место. После чего организовал тушение. Установка была спасена…»
В послужном списке майора немало подвигов и наград – медали «За победу над Германией», «За победу над Японией» и «За оборону Сталинграда», орден Отечественной войны 2-й степени и десятки других, вручённых уже после 45-го года. Все они навсегда останутся гордостью любимых детей и внуков. Но именно Красная Звезда потом станет самой памятной для внучки, которая родится в 1979 году и будет носить нежное имя… Катюша.
Вот такую «песню заводили» эти боевые машины – любимые своими и ненавидимые врагами…
Иванна БЕЛОВА,
старший научный сотрудник
Городского исторического музея