Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

9 Декабря в России отмечается День Героев Отечества или просто День Героев

fotog20201209 1В Российской империи этот день отмечался 26 ноября (по старому стилю) как День георгиевских кавалеров.

В этот день мы начинаем серию публикаций о горячеключевце Иване Евменьевиче Ачкееве. И первая статья, подготовленная сотрудником городского исторического музея Нэлей Кадыровой и правнучатой племянницей героя Ниной Бегловой, будет посвящена участию Ивана Ачкеева в Первой Мировой войне и полученных наградах за совершенные  подвиги.

«Сто лет забвения»

Иван Евменьевич Ачкеев - герой Первой Мировой войны и полный Георгиевский кавалер, награждённый также французской боевой медалью, бельгийским орденом Станислава третьей степени и орденом Святой Анны 3 степени с мечами и бантом. Сегодня его можно сравнить с Героем советского союза или полным кавалером солдатского ордена Славы.

Первую Мировую войну Иван Евменьевич Ачкеев прошел в составе 83-го пехотного Самурского Его Императорского Высочества Великого князя Владимира Александровича полка. Дослужился от простого рядового до офицерского чина штабс-капитана. Был неоднократно ранен.

 83 Самурский полк входил в состав 21-й Пехотной дивизии, которая в свою очередь входила в состав 3-го Кавказского армейского корпуса, командовал которым генерал от артиллерии Ирманов (Ирман) Владимир Александрович.

После Горлицкого прорыва (наступательной операции германо-австрийских войск, начатой 19 апреля (по ст. стилю) 1915 года складывалась довольно опасная и трагичная ситуация - начинал формироваться так называемый «польский мешок», русская армия отступала с большими потерями и катастрофической нехваткой вооружения и боеприпасов. Многократное преимущество у неприятеля было, в первую очередь, в артиллерии. В реляциях о боевых действий 83-го Самурского полка встречаются многочисленные упоминания о шквальном артиллерийском огне противника.

С целью локализации прорыва из резерва введен в бой 3-й Кавказский армейский корпус, являвшийся можно сказать элитным фронтовым соединением в русской армии.

Очевидец тех событий позже вспоминал об смотре корпуса Государем Императором Николаем II в преддверии горлицких боев - на ст. Хиров 10-го апреля 1915 г.: «Молодецкий 3-й Kaвказский корпус расположился для смотра на … песчаном берегу Днестра oколо Хирова. На правом фланге стояли Апшеронцы, у которых сапоги наверху были с красными отворотами в память того, что когда-то их предки дрались по колена в крови. Затем потянулись Дагестанцы, Самурцы, Ширванцы. Все это были те чудные полки, о которых военная история давно рассказывает много славных подвигов. В настоящую великую войну кавказский корпус генерала Ирманова совершил, пожалуй, еще более славные дела. Пехота, артиллерия казаки – все войска 3-го Кавказского корпуса имели молодецкий, бравый, попросту, геройский, вид. Государь, подъехав к корпусу, вышел из автомобиля и был встречен рапортом генерала Ирманова. Небольшого роста, пожилой, загорелый, с маленькой седой бородой, в серой папахе, генерал Ирманов производил впечатление человека решительного, твердого и в высшей степени спокойного. С обнаженной шашкой, как полагается по уставу, по-солдатски отвечая Его Величеству… Корпус Ирманова, пополненный после своих продолжительных дел и понесший огромные потери, должен был вновь идти в поход, и не нынче, завтра вступит в кровавые привычные для него бои».
«Вид полков великолепный» - отметил Император в своем Дневнике.

Участник смотра, командующий 8-й армией Юго-Западного фронта генерал от кавалерии А. А. Брусилов писал: «В это время корпус находился в блестящем виде, пополненный, хорошо обученный и с высоким боевым духом. Представился он царю наилучшим образом».

Примечательно, что благодаря учетной карточке раненного Ивана Ачкеева с точным указанием даты и места ранения, удалось точно восстановить небольшой эпизод боевого пути Ивана Ачкеева.

Иван Ачкеев получил ранение 20 июня 1915 года в бою под деревней Таржимехи (Tarzymiechy) (ныне деревня в Красноставском районе Люблинского воеводства Польши). В реляции о боевых действиях сказано следующее: «19 июня. … В 6 часов вечера, согласно полученнаго словесного приказания Начальника дивизии 3-й батальон был выслан в помощь 82-му пехотному Дагестанскому полку, а в 8 час. вечера, согласно приказа по дивизии от 19-го Июня № 5045, полк перешел для выполнения особой задачи к дер. Шаювка, откуда должен был проследовать к дер. Таржимехи для присоединения к 84-му пехотному Ширванскому полку, который должен был занимать эту деревню. В названной деревне Ширванцев не оказалось и она была занята противником.

Приказано было Самурскому полку совместно с Дагестанцами выбить противника из дер. Таржимехи, занять её и обеспечивать правый фланг наступающего 14-го корпуса.

К 9-ти часам утра 20-го Июня дер. Таржимехи была занята нами, несмотря на сопротивление противника и на то, что мы понесли большие потери.»

В начале осени 1915 года Иван Ачкеев вернулся в строй.

По воспоминаниям двоюродного племянника Ивана Ачкеева Владимира Коробейникова в 50-х годах в Горячий Ключ приезжал денщик Ивана Евменьевича. Его рассказ помог восстановить подробности этого эпизода.

Пользуясь покровом темноты Иван Евменьевич перешёл через линию фронта в тыл к неприятелю, протянул телефонный кабель и забравшись высоко на дерево, корректировал огонь артиллерии. В конце концов противник его заметил и открыл по нему стрельбу. Раненного Ивана Евменьевича вынес с поля боя его денщик, имя которого, к сожалению, не сохранилось. За этот эпизод были награждены оба, и Иван Ачкеев и его преданный денщик.

   Это лишь один эпизод боевого пути Ивана Ачкеева, который нам удалось восстановить наиболее полно. О том, как относился Иван к выполнению воинского долга и как защищал Отечество, говорят его многочисленные награды.

fotog20201209 1

fotog20201209 2