Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ В ГОРЯЧЕМ КЛЮЧЕ

foto 4Прогуливаясь по курортному парку на здании лечебно-диагностического отделения санатория «Горячий Ключ» мы можем с вами увидеть памятную табличку, рассказывающую о том, что в 1927 году в Горячем Ключе проходил лечение знаменитый советский писатель Николай Алексеевич Островский.

В 1922 году врачебная комиссия признала 18-летнего Николая Островского инвалидом первой группы. С этого момента больницы, клиники, санатории и другие медицинские учреждения стали занимать большую часть времени в его жизни. В 1926 году Николай вместе с супругой приехал в Москву на консультацию, и медицинские светила посоветовали будущему писателю жить на юге. Вот именно тогда и привезли Николая Островского, как было сказано в одном из его писем, на «дикий» курорт «Горячий Ключ.

Об этом событии писала в своих воспоминаниях заслуженный учитель Горячего Ключа Галина Стефановна Марченко. «Николая Островского привезли в Горячий Ключ из Краснодара в 1927 году на лошадях, ехали 2 дня. Ночевали в Прицепиловке (теперь это поселок Псекупский, на полпути к Горячему Ключу). Вёз, скорее всего, Илья Филиппович Чепурко, дядя тети Зои. Дорога была грунтовая, ничем не вымощенная, с ямами и ухабами. Для израненного и почти неподвижного человека это путешествие было мучительно.

Поместили молодого командира в одном из частных небольших домиков, сразу же справа от входа. Теперь там корпус №8 санатория «Горячий Ключ». На процедуры его приходилось носить на раскладушке, т.к. любое прикосновение, не только движение, причиняло невыносимую боль. К тому же, Островский начал слепнуть, но никто не слышал никогда ни жалоб, ни стона, ни ропота.».

Мама Галины Стефановны, Валентина Захаровна Скрынникова, работала тогда в школе и по совместительству, в библиотеке курорта. И с первыми комсомольцами школы она посещала Н. Островского. «Тогда он был просто раненым молодым командиром, почти ровесником школьников-комсомольцев. Все они были достаточно взрослыми, потому что революция и гражданская война не дали им своевременно учиться». В своих воспоминаниях Галина Стефановна перечислила фамилии и имена ребят, которые навещали Николая Алексеевича. Среди них были братья и сестра Коробейниковы: Фёдор Александрович — впоследствии был директором интерната для слепых детей в Москве; Демьян Александрович — окончив школу, уехал в Москву; Мария Александровна — была машинисткой в крупном учреждении г. Москвы. Также приходили к Н. Островскому: Смирнов Лев Иванович — потом стал профессором в Москве; Галушко Мария Григорьевна — всю жизнь работала продавцом в универмаге Горячего Ключа; Симонов Иван Петрович — впоследствии бухгалтер Горячего Ключа; Клиндухова Лидия Иосифовна — впоследствии цветовод-декоратор курортного парка; Клиндухова-Левченко Прасковья Иосифовна — тоже цветовод-декоратор курортного парка.

Островский радовался приходу комсомольцев, рассказывал о своём участии в Гражданской войне, о трудностях восстановительного периода, о первых комсомольцах Украины. Он дал много полезных советов по работе комсомола в Горячем Ключе.

После Горячего Ключа он лечился еще в нескольких южных санаториях, но безуспешно — болезнь не отступала, а напротив, набирала обороты. Однако и в этой ситуации наш герой не унывал «Меня считают больным. Какая ересь! Я совершенно здоровый парень. А то, что я ни черта не вижу и двигаться не могу, - это недоразумение. Мне хотя бы одну ногу, хотя бы один глаз, и я был бы вместе с вами на всех участках борьбы за лучшую жизнь». Эти слова Островский написал, будучи уже тяжело больным.

Благодарим за подготовку материла руководителя муниципального архива Наталью Николаевну Куриленко.

foto 1

Корпус №3 санатория Горячий Ключ, в котором жил Н.А. Островский

foto 2

Корпус №3 санатория Горяячий Ключ, в которм жил Н.А. Островский

foto 3

Корпус №8 санатория Горячий Ключ

foto 4

Памятная табличка на здании ЛДО