Продолжение статьи ко Дню памяти жертв политических репрессий
- Подробности
- Опубликовано 30.10.2020 14:35
Часть 2
Продолжение статьи ко Дню памяти жертв политических репрессий.
Положение советской власти, после революции и Гражданской войны, было шатким. Попытка выстроить четкую вертикаль власти наталкивалась на сопротивление. Эти обстоятельства Сталин считал довольно опасными. Так, 1930-е годы отразились не только пиком раскулачивания, но и «национальных чисток».
Начало репрессиям положила директива № 50215 от 11 декабря 1937 года за подписью народного комиссара внутренних дел СССР Н. И. Ежова. Она сообщала, что органы НКВД разоблачили и должны немедленно ликвидировать широкую сеть греческих националистических, шпионско-диверсионных, повстанческих, вредительских организаций, конечной целью которых является ликвидация советской власти в местах компактного проживания греков на территории Советского Союза и установления буржуазного государства фашистского типа.
По состоянию на 1937 год, 95 % всех иностранных подданных в СССР составляли греки, долго жившие в Турции, а в начале XX века вынужденные спасаться от истребления на этнической почве. Однако официально Грецию и СССР связывало торговое соглашение, и правительство Греции не желало портить отношения со стратегическим партнером из-за «русских греков», хотя время от времени и посылало формальные ноты протеста.
Тогда Советский Союз предложил принять Греции своих соотечественников, однако Греция отказалась, поскольку считала греков СССР носителями коммунистической идеологии и не желала её распространения в стране. Кроме того, Греция переживала экономические затруднения в связи с греко-турецким обменом населения 1923 года. Впрочем, Греция всё же приняла около 10 тысяч беженцев, несмотря на то, что желающих получить политическое убежище насчитывалось не менее 40 тысяч. Формальный отказ был дан из-за того, что греческие посольства были не в состоянии выдать тысячи новых виз и паспортов.
Действительно, на территории Горяче- ключевского района, до периода репрессий и выселения, проживало большое количество турецко – поданных греков. Основным родом занятия греческого населения в станицах было табаководство, встречались среди них и пекари, плотники, портные, лесорубы.
Основными населенными пунктами проживания греческих семей являлись с. Фанагорийское, с. Безымянное, х. Хребтовый, х. Папортоный.
Приведем несколько греческих фамилий, которые проживали на территории нашего района и были репрессированы по обвинению «по национальному признаку (греки)», либо за «повстанческую агитацию».
Приговорены к расстрелу: Василиади, Диморхопуло, Дмитриевы, Кераси, Кусиди, Муратиди, Курклиди, Кардашев, Кизириди, Хачикиниди, Панатидис, Пасхалиди и др.
Приговорены к выселению: Коскосиди, Томакиди и др.
Депортированы: Косовы
Какое-то время в станице Ключевой проживал известный на Кубани попечитель библиотек и больниц, член Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительского братства, сторонник белого движения кубанский грек Михайлопуло Дмитрий Константинович. В 1922 году Дмитрий Константинович эмигрировал в Константинополь будучи в звании полковника.
Один из сыновей-казачьих офицеров Дмитрия Михайлопуло Константин, в 1930-е годы проживающий в Томской области, был расстрелян 27 августа 1937 года как «командир кадетско-монархической и эсеровской организации». В июне 1959 года реабилитирован.
Продолжение списков репрессированных греков Горяче – Ключевского района можно найти в самой полной базе жертв политических репрессий в СССР (1917-1991 гг.) на сайте «Открытый список».
На фотографии запись о заключении брака грека Саввы Трифонова Кераси, жителя с. Фанагорийское в метрическое книге Логвинской церкви станицы Ключевой за 1883 г. Его сын Иван Саввич (1905 г.р.) был арестован по обвинению в участии в греческо - повстанческой националистической организации и расстрелян 9 октября 1938 года.