Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

ПРАЗДНИКИ ТАБАКОВОДОВ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА

praz202020201027 2В течении всего календарного года на территории Горячего Ключа отмечались не только народные праздники, но и производственные. Одни из них были связаны с табаководством и приходились на осень — октябрь, ноябрь.

Табаководство, зародившееся в наших местах ещё в досоветский период (частные плантации греков, а под их влиянием — и казаков), в советское время для района (Суздальской, Мартанской, Имеретинской) превратилось в одну из основных отраслей. Горячеключевской район являлся крупнейшим на Северном Кавказе экспортёром табака. Труд нелёгкий, многоэтапный, но дававший стабильно высокие, в т.ч. экспортно-валютные, доходы краю и стране.

В табаководческом процессе, в котором были заняты и взрослые, и дети, были свои этапы (виды работ): выращивание в парниках рассады, высадка рассады в поле, «ломка» (сбор табачного листа), «папушовка» - формирование из листа папуш, кип для сдачи товара на табакзаводы, закупщикам.

Окончание двух последних этапов, «ломки» и «папушовки», оформлялись в производственных коллективах в праздник. Выпадали они на осенние месяцы.

К окончанию ломки табака по размерам и качеству уже была определена праздничная табачина: высотой 1,5 — 2 метра, с хорошей сохранностью листа и, желательно, цветущая (табак цветёт осенью). До окончания уборки табака (ломки) её не трогали. В последний день выкапывали, пересаживали в какую-нибудь емкость (ведро, например), наряжали, украшали.

Основу наряда праздничного растения составляли разноцветные ленты и цветы.

Влияние оказывали импровизации и фантазии членов производственных коллективов (бригад). В ст. Мартанской, например, одно время было в моде к каждому листу табачины, помимо лент и цветов, прикреплять разноцветные (цветные) бумажные листочки. В Суздальской наряд дополнялся разноцветными головными женскими платками, конфетами. Могли даже привязать бутылку водки или вина.

Украшенную таким образом табачину везли (на быках, лошадях, машине) или несли в правление, контору. Несли/везли и «кры(и)чали» песню: «А мы ломочку кончали, /Хозяина выручали, /Вра, вра за рабочие труда». В песне прослеживаются вариативные моменты в припеве, в основной части («на тарелке огурец, наш хозяин молодец»), но они незначительны. Основной смысл — величание «хозяина» (бригадира или директора) и требование платы, «выкупа». В конторе во время исполнения песни «хозяина» могли подбрасывать, качать. Он выдавал деньги, выделял продукты для праздничного стола. Считалось, что если хозяин не сделает этого, в следующем году на эту культуру будет плохой урожай.

Табачину оставляли в кабинете руководителя, и она, наряженная, стояла там несколько недель. Застолье, к которому велась коллективная подготовка (складывались, каждый что-то готовил к коллективному столу), обычно проходило в полевом стане. В нём принимали участие и «хозяин с хозяйкой» (бригадир и его жена). В ходе застолья пели, танцевали, устраивались театрализованные импровизации.

Второй и заключительный табачный праздник связан с завершением вязки (папушовки) собранных листьев табака. Он проходил по тому же сценарию, что и окончание ломки. Менялся только центральный символ. Украшенную табачину заменяла папуша, кипа спрессованных и украшенных табачных листьев. Для папуши отбирали самые качественные табачные листья (первый сорт). Их гладили и складывали стопкой. Затем её «снаряжали», «одевали» (украшали). В ст. Суздальской обматывали листьями от кукурузного початка. Могли обшить «красивым материалом», убирали цветами, платочками («цветы, наведём разно всё»).

Снаряженную папушу с песней «А мы вязочку кончали» (эта же песня, которая сопровождала ритуал окончания ломки табака, с единственной словесной заменой - «ломочка» на «вязочку»), несли в контору. Папушу могли нести в руках, подбрасывая вверх. Как подушки, например, во время перевоза свадебного приданного. Её и «рапорт» (письменный текст о выполнении трудовых планов, нередко гротескно-юмористический) могли нести на подносе. Дальше всё разворачивалось по тому же плану, что и по окончании ломки табака и завершалось коллективной трапезой. Застолье происходило «у казарме» - длинных специальных отапливаемых амбарах, предназначенных для сушки, сортировки и вязания табака.

praz202020201027 1

praz202020201027 2