Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

В АВГУСТЕ 42-ГО...

gorya20200925 1ЧАСТЬ 4.

Мы продолжаем знакомить вас с воспоминаниями фронтовика Григория Туренко. Он, будучи шестнадцатилетним мальчишкой из Горячего Ключа, помогал разведчикам добывать информацию о расположении сил оккупантов и сам участвовал в диверсионных операциях на территории нашего района.

В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА

Мы тронулись в путь, когда солнце уже зашло за гору. Ериком перешли нашу оборону и вышли к Поповой щели. Когда приблизились к Псекупсу, услышали грохот колес по камням на перекате. Подводы ехали вдоль реки по дороге в сторону Безымянной.

Ко мне подошел старший сержант:

— Гриша, надо идти как-то дальше от дорог.

Я ответил, что поведу их низом горы, там есть знакомые мне тропы. Я там телят пас и собирал груши. Те тропы выведут нас на виноградник, а оттуда спустимся к Соленому перекату (скорей всего, в газете была опечатка, это Сойный перекат — где сливаются реки Каверзе и Псекупс - прим. ред.).

Часам к 10-ти вечера группа подошла к слиянию Каверзе с Псекупсом. На востоке из-за хребта взошла луна, и видимость в лесу стала лучше.

От Каверзе пошли по хребту Котха. В Волчьих воротах фрицы пускали осветительные ракеты и нам была видна Долина очарования. По красным строчкам трассирующих пуль можно было угадать линию фронта.

У Сойного переката задержались часа на два, так как надо было хорошо осмотреть местность. За это время две немецкие автомашины прошли мимо нас по дороге в сторону Горячего Ключа. Уже за полночь мы переправились через Псекупс в Холодный ерик. Перед переправой старший сержант предупредил, чтобы в случае чего все уходили на тот берег. А мне дал две «лимонки» и сказал:

— Ты, Гриша, не спеши гранаты бросать. Бросай тогда, когда увидишь цель.

С гранатами я уже умел обращаться.

Когда углубились в щель, старший сержант приказал:

— Ну, Гриша, теперь надо попасть в Заречье. За хутором устроим днёвку. Там станет видно, что дальше делать.

По склону Золотой горы я привел группу на восточную окраину хутора Заречье. Уже рассвело и идти было опасно. Мы прошли по дороге до Печенковой поляны и ниже родника скрылись в зарослях мелкого кустарника. Видимость отсюда была очень хорошая. Горячий Ключ лежал весь, как на ладони. Все мы здорово утомились, но настроение было бодрое. Выкатившееся из-за горы солнце обещало ясный день.

— Пять человек спят, пять ведут наблюдение, — распорядился старший сержант.

Я уснул. Проснулся от страшного грохота. В километрах двух от нас, в прибрежных тополях, стреляли три батареи. От их выстрелов дрожала земля. Кто-то из разведчиков сказал:

— Вот это да! Какие гостинцы кидают на нас!

Самих орудий не было видно, так как они стояли в зарослях гледа. Но их местонахождение было легко угадать по отблескам огня и волнам воздуха, проходившим по верхушкам кустарника. Подобраться к ним было не просто.

До самого вечера мы пролежали в своем укрытии. Двое солдат сходили в разведку к батарее и сообщили, что фрицев немного, так как обнаружили всего одну землянку. Одна батарея стоит в зарослях гледа, вторая защищена тополями, а третья находится позади этих двух метрах в двадцати. Все орудия врыты в землю и замаскированы.

Мы начали готовиться к выходу. Я помогал связывать толовые шашки. У каждого была своя работа. Кто проверял автоматные диски, кто прилаживал поудобнее гранаты. К наступлению темноты все было подготовлено.

Старший сержант распределил отряд на группы. Я попал в его группу, она состояла из четырех человек. В остальных группах было по два бойца. Мне опять дали две «лимонки».

Наша группа должна была забросать гранатами землянку, а подрывники в это время взорвать одну батарею. Остальные группы должны были уничтожить две другие батареи. Все было рассчитано, каждый боец точно знал, что ему делать.

 — Сбор там же, где лежали днем, — сказал старший сержант. — Держаться по возможности кучнее и ждать до двух часов ночи. Ну, ни пуха, ни пера!

Мы все разошлись.

В четверке я был замыкающим. В быстрых пробежках не заметил, как оказались у цели: вот землянки, а вот батарея. Подкрались еще ближе и увидели палатку. Возле нее стояли два фрица. Мы были позади них.

(Продолжение следует).

gorya20200925 1