Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

#День_семьи_любви_и_верности

Сегодня в преддверии праздника День семьи, любви и верности, посвящённого святым Петру и Февронии, нам хотелось бы вместе с вами вновь прогуляться в Алексееевский Горячий Ключ и познакомиться с одной семей – семьёй кузнеца Александра Коробейникова. Предлагаем вам фрагмент из книги «Живая вода – живая история»

ЛЮБОВЬ НА ОБЛАКАХ

Такая притягательная сила у этих лиц из далёкого прошлого, что невозможно оторвать глаз. А «пририсованные» фотографом облака словно уносят двух молодых людей высоко-высоко, прочь от серых будней, от тяжелого труда и невзгод.

Передо мной лежит снимок жителей Горячего Ключа Александра и Софии Коробейниковых, который был сделан ещё в дореволюционные годы.

Александр занимался кузнечным делом, и слава о нём шла окрест. Умел он и подкову выковать, и металлические заборы смастерить, и козырьки над крылечками, подсвечник, и канделябры, и другие необходимые людям украшения из металла – настоящие произведения искусства.

Руки Александра не знали отдыха – заказов было великое множество, и трудился он у наковальни от рассвета до заката. Горячеключевцы и станичники приводили к нему своих сыновей, били челом: «Научи, мастер, моего парня кузнечному делу». Александр в просьбе не отказывал, только предупреждал: труд кузнеца тяжёл, требует особой сноровки, твёрдости рук, зоркости глаз и чутья металла. Некоторые посмеивались: набивает себе цену кузнец.

Труд давал Коробейниковым хороший доход. Дом и постройки занимали целый квартал (ныне – улица Лермонтова). Больше всего кузнец любил свою Софию, и она отвечала ему любовью и заботой. Ребятишек у них был полон двор: Андрей, Федор, Дмитрий, Иван да ещё красавица дочь Мария, или Муся, как ласково называли её в семье.

Александр любовался женой, старался уберечь её от жизненных невзгод, мальчишек же приучал к труду, к оказанию помощи матери и сестрёнке. Спрос за проделки был строгий, но справедливый.

В семье Коробейниковых царил порядок, и каждый день был освещен любовью и заботой друг о друге. София гордилась мужем, радовалась детям – трудолюбивыми растут, дружными. Все они купались в облаках счастья.

Но грянул 1917 год. Идея всеобщего коммунистического застолья завладела умами людей. Кузнец же считал, что жизненные блага надо зарабатывать своим трудом, и продолжал работать в кузнице.

София переживала за мужа. Она видела, как поочередно расправлялись с неугодными то белые, то красные.

Не обошла стороной беда и дом кузнеца Коробейникова, уважаемого в местечке человека, попечителя школы. Пришли красные и увели главу семьи. На допросе Александра спросили: «Почему подковывал лошадей белякам?» Александр объяснил: «Угрожали убить, а у меня ребятишек куча».

Один из тех, кто уводил кузнеца, успокоил Софью и детей: «Не переживайте, приходите завтра утром – мы его освободим». Утром семья в полном составе была у места заключения отца семейства. Но он не появился. Жене и детям объяснили коротко и страшно: Александр Коробейников был расстрелян.

Софья долго не могла понять, за что расстреляли? А старший сын Андрей понял другое: отца нет в живых, и теперь он старший, значит, на нём ответственность за семью – за мать, братьев, сестру. А ему в девятнадцатом году было всего четырнадцать – совсем мальчишка.

Так разрушили большую любовь Александра и Софии. Хотя в этом случае оказалось верным утверждение – настоящая любовь вечна. София замуж больше не вышла, хранила любовь, которую подарил ей муж. Дети поддерживали мать и были ей достойной опорой.

Старший, Андрей, встал у наковальни, по-отцовски крепко и сноровисто выполнял нелёгкую работу кузнеца. Подросших младших отправил на учёбу в Москву, где они получили высшее образование и стали людьми известными и уважаемыми в городе. <…>

15

16

17

18