29 июня - день партизана и подпольщика
- Подробности
- Опубликовано 29.06.2020 10:01
Сегодня есть повод поговорить о «народных мстителях» — партизанах, которых так боялись немцы. И, не зря, например, бойцы Саратовского партизанского отряда за недолгий период своей боевой деятельности — с июня 1942 по январь 1943 — уничтожили 62 гитлеровца, 10 подвод и 2 грузовых машины.
В связи с этим мы предлагаем вам познакомиться с красочным очерком Д. Василенко, опубликованном в газете «Горячий Ключ» за 27 января 1981 года. (Приводится в сокращении)
САРАТОВСКИЙ ПАРТИЗАНСКИЙ
… Старожилы станицы Саратовской часто вспоминают своих земляков — бывших партизан Саратовского партизанского отряда. Командовал этим отрядом Иван Алексеевич Дрыгин. До войны он работал оперуполномоченным уголовного розыска, обслуживал Саратовскую и хорошо знал многих жителей станицы. Впоследствии, когда создавался отряд, это ему очень пригодилось.
А надо сказать, что времени на формирование отряда было в обрез. Гитлеровцы уже заняли Краснодар и двигались на Горячий Ключ с целью выйти к Туапсе. За неполных два дня Ивану Дрыгину удалось собрать в отряд 13 человек жителей станицы Саратовской и 6 из станицы Бакинской. Но не было оружия. Люди, вступавшие в партизанский отряд, приносили с собой охотничьи ружья с ограниченным запасом пороха и дроби. Когда в отряде появился Николай Макарович Труханов, за его плечами поблёскивали стволы двух «централок».
Кто-то из молодых партизан не преминул подшутить:
— Вот даёт, батя!Сразу из двух пушек палить будет. Из одной по пехоте, из другой — по танкам.
<...>
Но Николай Труханов осадил шутника:
— Нет. Это сегодня я один, а завтра нас будет трое — жена и дочь в отряд придут.
— О, тогда и мне надо запастись ещё двумя ружьями, — сказал Григорий Рогоза, слышавший разговор, — у меня тоже жена и сынишка в отряд записались.
Кроме Труханова и Рогозы в отряд пришли участник гражданской войны Дмитрий Балабаш и опытный охотник Тимофей Суворов. Эти люди и составили костяк отряда.
Уйдя в лес, партизаны первое время присматривались к передвижениям немецких войск, заготавливали для своих охотничьих ружей дробь покрупнее. Однако вскоре группа Труханова сделала налёт на немецкий обоз, захватив шесть автоматов. Первый успех прибавил смелости. Через несколько дней эта же группа повторила налёт и трофеи оказались ещё богаче: девять автоматов, ручной пулемёт и несколько ящиков с патронами. Прошло несколько дней и партизаны разгромили третий обоз. В этой операции было уничтожено тринадцать фашистов. В руки партизан попали их оружие и ценные документы.
Теперь отряд полностью перевооружился, оружие осталось даже в запасе.
— Этак мы скоро добудем его на целый полк, — радовался молодой партизан Цыбульский.
<...>
Часто меняя месторасположение, отряд продолжал действовать. Когда в сентябре сорок второго года немцы усилили охрану дороги Саратовская — Горячий Ключ, Дрыгин перевл свой отряд севернее и стал наносить удары по врагу на дороге Калужская — Горячий Ключ. Только за один день на этой дороге было убито семнадцать вражеских солдат, захвачены оружие, рация, ценные документы о расположении немецких войск.
Наступила глубокая осень. Запасы продовольствия в отряде подходили к концу. Обычно продовольствием партизан снабжали местные жители. Но сейчас они сами бедствовали. Посоветовавшись, командиром отряда Иван Дрыгин и комиссар Степен Васильевич Замолотов вызвали к себе партизан Григория Рогозу и Дмитрия Балабаша.
— Вам поручается важное задание — перехватить немецкий обоз или машину с продуктами. Берите людей по своему усмотрению. Если вопросов нет — выполняйте приказ.
Обе группы ушли одновременно. Долго лежали в засаде. Лишь под вечер по дороге прошла рота немцев, а следом за ней медленно двигались две подводы. Когда рота скрылась за поворотом, группа Балабаша быстро перебралась ближе к дороге. Едва подводы приблизились, партизаны выскочили из засады и, перебив ездовых, погнали лошадей в лес.
Группа Рогозы осталась прикрывать смельчаков на случай, если фашисты, услышав выстрелы, вышлют погоню. Но всё обошлось. Так были доставлены в отряд продовольствие и боеприпасы.
В октябре 42-го отряд нанёс удар по колонне немцев на дороге Саратовская — Хадыженская. В этом бою участвовали все партизаны. Немцы потеряли много своих солдат, несколько грузовых машин и два штабных автобуса. Партизаны захватили радиостанцию, телефонные аппараты и штабные документы.
Шло время. Отряд Дрыгина переместился западнее Горячего Ключа, парализуя движение немцев в направлении Туапсе.
Когда Красная Армия перешла в решительное наступление, немецкие войска вынуждены были оттянуться из Горячего Ключа на Саратовскую. Их отход прикрывала своим огнём батарея, установленная в саду у дороги. Партизаны получили задание уничтожить вражескую батарею. Выполнить его Дрыгин поручил отделению Труханова.
Перебежками, используя моменты, когда орудия стреляли и вражеские артиллеристы были заняты, партизаны приблизились к батарее вплотную и из автоматов перестреляли прислугу. Орудия замолчали. Прошло несколько минут, и они снова «заговорили». Но в этот раз орудия расстреливали прямой наводкой отходящую колонну немцев.
<...>
Не все народные мстители дожили до светлого дня победы. Среди тех, кто отдал жизнь за Родину, разведчики отряда Илья Горбунов и Иван Завгородний, подпольщик, комсомолец Павел Бендус. Их схватили фашисты и учинили над ними зверские пытки. Но никто из них не выдал товарищей, не стал предателем. Эти люди достойны вечной памяти.
Саратовский партизанский отряд имел связь со многими станицами и хуторами района, с подпольными организациями. Партизанские связные не только доставляли необходимые Красной Армии сведения, но совершали диверсионные акты в тылу врага. Подпольные центры станиц готовили пополнение для партизан. За короткое время Саратовский партизанский отряд вырос с девятнадцати до ста восьми бойцов и беспощадно громил немецких оккупантов, пока ни одного из них не осталось на горячесключеской земле.
Отряд расформировали 31 января 1943 года — партизаны вернулись в родные станицы, восстанавливать и налаживать мирную жизнь.