ЭКСКУРСИЯ УЧЕНИКОВ ЕКАТЕРИНОДАРСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА В МЕСТЕЧКО ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ
- Подробности
- Опубликовано 11.06.2020 16:16
В преддверии празднования Дня России предлагаем вашему вниманию очередную статью зав. отделом экспозиционно-выставочной деятельности музея Юлии Лысенко «Экскурсия учеников Екатеринодарского духовного училища в местечко Горячий Ключ. 1912 год»
7 мая, после обеда, в 1 час 45 минут вышли мы из училища. Нас шло 73 человека: 71 ученик — из 3-го и 4-го классов — и 2 руководителя: преподаватель Н.Д. Фелицын и надзиратель Е.К. Фоменко.
В сумочке, по походному приложенной на спину, каждый нес для себя запас провианта, который составляли: 10 яиц, 5 таранок, кусочек сала, 2 фунта жареного мяса, 1 ¼ фунта хлеба и 6 кусков сахара; человек у 20 к поясу были подвешены жестяные чайники. У 36-ти более взрослых воспитанников через плечо свешивались байковые одеяла, которые приложены были точно так, как солдаты носят в походах свои шинели, скрутив их и перевесив через плечо.
Через 20 минут мы были за Траховским мостом, на той стороне Кубани; здесь большинство учеников искупались хоть и в мутной, но свежей воде. Для предотвращения излишнего утомления мы сняли кто всю верхнюю одежду, а кто лишь блузы и в 2 часа 40 минут пошли по шоссе, ведущему к черкесскому селению Тохтамукой. Как свойственно гурьбе всякой молодежи, ребятки не могли удержаться, чтобы не огласить воздух свои пением. ЫВ 3 часа 45 минут мы сделали первый привал; с задором показывали ребятки на верстовой столб, где стояла цифра 6. В 7 часов вечера мы сделали привал в узеньком переулке аула Шенджи, где под плетнем разостлалась травка, а в прилегающем дворе был колодец. Наполнили мы чайники водой, развязали сумочки и сразу — напились чаю и поужинали.
Партия из 73 человек в странных костюмах не могла не привлечь внимания и без того любопытных обитателей аула: поодаль стояли пугливо черкешенки, а их хозяева подошли к нам с расспросами, куда и зачем идем. Один из них осведомился у меня: «Идэ твоя начуй?» и получив ответ, что мы будем ночевать в Пензенской, еще один раз окинул всех взором, покачал головой и укоризненно добавил: «плохо твоя делай! Ты к свету не дойдешь Пензенская, на дорога спать будышь, вона пристаныть! Плохо твоя делай, ночуй у мине!» В другое время мы с удовольствием воспользовались бы радушием черкеса, чтобы провести ночь в мирном ауле среди любопытной обстановки, но сейчас нам надо было идти.
В 7 часов 45 минут мы двинулись из аула. От города до него 16 верст, а до Пензенской от аула надо было пройти еще 17 верст. Минут через 30 спустилась темная ночь. Мы предложили ребяткам идти в парах; получилась колонна в 35 пар; впереди и сзади нее несли по одному фонарю; они освещали нам дорогу и давали знать, что движутся как передние, так и задние, и что, следовательно, все обстоит благополучно; Е.К. Фоменко шел с первой парой, а я с последней. При таком распорядке мы могли не беспокоится о том, что кто-либо незаметно отстанет в ночной темноте.
Сначала шумная, оживленная, потом наша колонна стала хранить глубокое молчание; не до разговоров было: шли мы по дороге, избитой глубокими колеями и покрытой толстым слоем пыли, каждый смотрел под ноги, стараясь угадать, насколько то возможно было в ночной темноте, куда поставить ногу так, чтобы не споткнуться; пыль, поднимавшаяся густым облаком, садилась на нас же, и каждый ощущал, как «пыль скрипит на зубах».
Первую остановку мы сделали через 1 час 40 минут, вторую понадобилось сделать через 40 минут, а потом...стали раздаваться голоса, что надо совсем остановиться и ночевать в лесу. Эти голоса, как ни странно, принадлежали более взрослым и здоровым ученикам; те же, которые были и меньше и слабее, хоть тоже и спотыкались, и падали, а все же шли вперед. Видно было, что первые утомились гораздо больше; произошло это, конечно, не оттого, что они несли одеяла, а потому, что они не выполняли некоторых, по видимому, незначительных указанию, исполнение которых мы рекомендовали им на основании своей многолетней «пешеходной практики».
Вместо стройной колонны получилось две нестройных толпы; одна понемногу уходи вперед, а другая отставала, в первой было тихо, а из второй неслись недобрые пожелания по адресу ни в чем неповинной станицы: «будь она проклята, эта Пензенская, никогда мы до нее не дойдем!» и т. д. В час ночи мы были на площади ст. Пензенской. В церковно-приходской школе нашли мы себе приветливый кров; все умылись, разостлали на полу одеяла и, подложив под голову сумочку с остатками провианта и руку, заснули крепким сном здорового утомления.
К 8-ми часам все наши ребята были уже на ногах. От ночной усталости не было и следа; настроение было самое бодрое. Все де утром мы не вышли из станицы. Удерживала нас не тот дождичек, который шел с 4 часов ночи, а радушие местного священника о. Петра Образцова, его супруги и учителей Петра Митрофановича Галушко (заведывающий министерской школой) и Ивана Иларионовича Рыбальченко (учитель церковно-приходской школы). Многие пошли в церковь (был воскресный день), где певчие пропели молебен.
После обедни заходились ребятки около своих чайников. К 12 часам готов был кандер, аромат и вкус которого умеют ценить лишь те, кому он попадается на дороге, да особенно на голодный желудок.
После обеда, в 1 час 30 минут вышли мы из Пензенской. Хорошо отдохнув и подкрепившись, бодро шли ребятки по красивой дороге, широкой лентой пролегающей между зеленью леса. После дождя в воздухе было свежо, прохладно, пыль не поднималась из-под ног, и тучки защищали от палящих лучей солнца; глаз отдыхал на зелени леса, красках цветов; грудь упивалась чистым горным воздухом, в иных местах насыщенными то свежим ароматом ландыша, тот запахом азалий. Каждый изгиб дороги открывал нам новые чудные виды, и мы в 3 ½ часа прошли 15 ¾ верст от Пензенской. Насколько длинным и утомительным показался нам путь до Пензенской, настолько незаметен был он до Горячего Ключа. В 3 ½ часа прошли мы 15 ¾ верст, из которых на 6-ти дорога идет в гору, и в 6 часов уже успели подзакусить в новом своем пристанище — в здании министерской школы.
Предполагая, что в училище о нас беспокоятся, мы сейчас же дали телеграмму: «Екатеринодар, смотрителю духовного училища. Все здоровы. По случаю дождя вернемся 10 , часа 3; (предполагали мы, было, возвращаться 10-го утром).
Оставшееся в нашем распоряжении время до вечера мы употребили на осмотр местечка. Главная улица привела нас к ванным зданиям; их два — старое на 6 ванных комнат и новое на 24 ванны. К югу от ванных зданий само минеральное ущелье. Источники, названные псекупскими, выходили из этого ущелья сначала шестью струями, но в 1883 году каптированы инженером Конради и образуют одну струю. Количество воды в сутки около 35000 ведер, температура 47 градусов Цельсия при входе в ванны.
«Псекупские минеральные воды относятся к разряду серно-щелочных и по содержанию главной составной части, сероводорода, в 4 раза превосходят Пятигорские воды». (И.Ф. Косинов. Псекупские минеральные воды. Харьков, 1908 года стр. 4).
От ванных зданий мы пошли в парк, разбитый по отрогам гор вокруг минерального ущелья, а оттуда вышли на Псекупс, где с парома любовались чудными видами, пока ночь не заставила нас идти спать.
Утром ребятки бродили, где кому вздумается, и купались в Псекупсе, а в 10 часов все отправились к серно-солено-йодо-бромистому источнику. Одно наименование говорит о сложности состава воды этого источника; она издает неприятный запах яйца, но стоит сделать маленькое усилие воли, и вы выпиваете весь стакан, не получив никакого неприятного вкусового ощущения. Большинство учеников сумело сделать это усилие, и они выпили по 1 ½ - 2 стакана этой воды. Потом мы пошли к железному источнику; идти надо было по лесу верст 6; дорога пролегает около ручья; на что мы вдоволь налюбовались здесь, это — заросли папоротника по долинке возле ручья, да чинары, высоко поднимающие свой замечательно ровный серебристо-свинцовый ствол.
Вернувшись от источников, мы объявили сбор в обратную сторону и в 4 часа 45 минут тронулись в путь. Наши песни привлекли гурьбу парней и мальчиков, отстали они от нас не раньше, как мы стали переходить через Псекупс. С полчаса промешкали мы на берегу Псекупса и бодро пошли в дорогу...
Когда мы предлагали ученикам отправиться в неблизкую прогулку, нами руководило лишь одно желание — дать им возможность провести три полных дня на лоне матери-природы и при этом побывать в одном из таких уголков, где бьют в глаза ее мощь и красота, где душа ребенка набирается новых здоровых впечатлений, особенно приятных после однообразной училищной жизни.
Преподаватель. Н. Фелицын