Быт и нравы казаков: казачья одежда
- Подробности
- Опубликовано 10.06.2020 11:04
Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев – отличная возможность понять колорит их культуры.
Без описания национальных костюмов жителей Кубани невозможно сложить полноценную историю о Краснодарском крае. В костюмах местного населения отражены все вехи становления народа и изменения, происходящие с их родной землей. Их вещи – не куски материи, а настоящий памятник прошлому.
На рубеже ХIХ-XX веков в России существовало более десятка казачьих войск. Национальный состав войск был разнообразен, и их внешний облик складывался годами, а в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей.
Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. В 1860 году специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.
ЧЕРКЕСКА. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу.
Сначала газыри с патронами носили в сумке через плечо или на поясе, но на поясе и без того было тесно от нужного горцу того и сего, а на плече висело ружье, вот и догадались пришить карманчики-газыри на грудь. Слово «газырь», кстати, выводят из арабского «хазыр», т.е. «готовый», и это удивительно точно по смыслу: газыри – своего рода патронташ с готовыми зарядами. Если же не брать в расчет газыри и кощунственно приравнять черкеску к кафтану-халату, то определить ее возраст совершенно невозможно, а искать истоки придется не в нашей эре. Только мы этого делать не будем – какая ж черкеска без газырей?
Этот вид одежды столь полюбился мужчинам того времени, что даже император Николай II не отказывал себе в удовольствии покрасоваться в нарядной черкеске императорского конвоя.
РУБАХА — основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи — «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов — мережку. Затем стали носить рубахи двух видов — русскую и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.
ПАПАХА. Головным убором казаку служила папаха барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок. Говорили так: «Казак даже перед царём шапки не ломит». Наверху папахи нашивался крест, таким образом, казаки считали, что Господь видит своих воинов и благословляет их на бой. В казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ. Кубанские казачки всегда отличались красотой и суровым нравом. Их гардероб отличался от мужского богатством цветов и разновидностей одеяний.
Девочки имели лишь длинную рубаху да сарафан, который надевали поверх нее. Только по достижению 15 лет старшей дочери шили или покупали новую юбку, кофту, платья.
Основным нарядом считалось платье, которое называли кубелек. Его носила каждая женщина, независимо от достатка и рода, отличалась лишь ткань. Это платье походило на камзол, надевать под него было принято рубашку, которая выглядывала на груди и из-под пышных складок рукавов.
Носили рубашки под горло или легкие кофты в сочетании с юбками из шерсти или ситца. Казачки старались украсить свои наряды как могли: вставляли кружево, вышивали яркие рисунки, притачивали мех и кусочки кожи.
После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой — тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.
Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание.
Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.